Суть закона
Закон вносит новые положения в статью 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях (нарушение иных прав потребителей). Согласно документу, правонарушением будет считаться навязывание потребителю дополнительных товаров, работ или услуг за отдельную плату до заключения договора о покупке основных. Штраф для должностных лиц составит от 2 до 4 тысяч рублей, а для юрлиц — от 20 до 40.
Также вводятся санкции за необоснованный отказ в рассмотрении требований потребителя, связанных с нарушением его прав, либо уклонение от рассмотрения таких требований. Штраф для должностных лиц может составить от 15 до 30 тысяч рублей, а для юридических лиц - от 100 до 300 тысяч рублей.
Где можно встретить?
Чаще всего с навязыванием дополнительных услуг люди сталкиваются при покупке авиабилетов – когда приходит время оплачивать заказ, сумма образовывается совсем не та, что была вначале. Обычно нужно потрудиться, чтобы найти и убрать все лишние галочки, если, конечно, потребитель изначально не планировал страховать свою жизнь и заранее выбирать место в самолете. Именно из этих опций складывается итоговая надбавка к первоначальной стоимости.
На втором месте – автомобили. Дилеры принудительно включают в договоры купли-продажи целый ряд «допов». Показательная история произошла в феврале 2022 года, когда житель Красноярского края покупал машину у компании ООО «Ультра». В процессе оформления сделки ему навязали услуги юридической поддержки, помощи на дороге и эвакуации, предоставляемые другой компанией ООО «Север».
«Потребитель направил в адрес исполнителя заявление об одностороннем отказе от дополнительных услуг и возврате уплаченных денежных средств. Однако денежные средства возвращены не были», — говорится в сообщении Роспотребнадзора, куда покупатель обратился после покупки.
Также обильно распространено навязывание услуг в банковской сфере. Среди самых «популярных» — страховки к кредиту. По данным Банка России, в прошлом году количество жалоб, поступивших регулятору по вопросам навязывания услуг, достигло 5,8 тысяч. В первом квартале 2023 года их количество составило 1,1 тысяч, увеличившись на 3,5%. 51% заявлений пришлось на банки, а 27% - на страховые организации.
Кроме того, клиенты российских банков жалуются, что в финансовых учреждениях зачастую невозможно открыть счет по заявленной в рекламе ставке без подключения услуг того или иного оператора сотовой связи. Надо сказать, что и сами операторы «грешат» навязыванием услуг, к примеру, принудительно изменяют клиентам тарифы или автоматически подключают какие-либо «уведомления».
Эффективность
По словам адвоката Яны Воробьевой, изменения в закон вполне ожидаемы, но доказать навязывание услуг будет по-прежнему нелегко. Законодатель и судебная практика в целом идут по пути ужесточения ответственности за нарушения прав потребителя. Ранее Верховный суд РФ опубликовал отдельный Обзор по спорам о защите прав потребителей, в котором также уделялось внимание проблеме навязывания дополнительных услуг.
«Практика по этому вопросу в рамках рассмотрения гражданско-правовых споров между продавцом и потребителем показывает, что это не всегда легко доказать. Зачастую исполнитель не запрещает отказываться от дополнительных услуг, но создает такие условия, которые принуждают потребителя все же дать согласие. То есть де-юре потребитель может отказаться, а де-факто – нет», — отмечает эксперт.
Вероятно, проверяющему органу необходимо будет анализировать то положение, в которое продавец «загоняет» потребителя, выработать какие-то критерии оценки.
Если потребитель обнаружил, что ему были навязаны услуги, необходимо сначала обратиться в Роспотребнадзор, который осуществляет контроль и надзор в этой области. Дополнительно можно подать заявление в суд с требованиями гражданско-правового характера, резюмирует Воробьева.