Подготовка документов
Избирательная кампания — крайне трудоемкий процесс, где одна ошибка может стоить кандидату всех вложенных ресурсов. Политическим юристам, оформляющим документы участников гонки, нужно быть внимательными в мелочах.
Так, выдвижение и регистрация — это две отдельные стадии избирательного процесса. Выдвижение — этап, когда гражданин изъявляет свою волю стать кандидатом, а регистрация — когда избирательная комиссия подтверждает уже полученный статус кандидата на основе волеизъявления и дает ему возможность полноценно участвовать в выборах.
Оба этих процесса имеют свои особенности. Например, выдвижение может быть двух типов: самовыдвижение и выдвижение с избирательным объединением. Последнее также делится на два типа: партия может представить только одного кандидата, а может выдвинуть целый список. Для каждого существует свой перечень документов.
После подготовки необходимого пакета для выдвижения, кандидат представляет заявление в соответствующую избирательную комиссию, и только потом подает документы. После официального опубликования решения о назначении выборов можно начинать кампанию.
Окружная избирательная комиссия принимает документы от кандидата в том виде и объеме, в каком он их представил (доносить запрещено), заполняет справку о приеме документов (в 2-х экземплярах) и выдает один экземпляр обратно.
Один из главных документов — сведения о доходах и имуществе, но перед многими кандидатами здесь встает вопрос: что именно следует считать доходом?
«Нужно указывать наименование организации или инициалы гражданина, который произвел кандидату выплату. Необходимость указания наименования вида дохода законом не предусмотрена», — отметил в ходе лекции «Правовое сопровождение избирательной кампании» кандидат юридических наук, бизнес-тренер, консультант Гарегин Митин.
В последние годы нормы относительно смягчаются: если раньше кандидату могли отказать из-за одной неверной галочки, то теперь сделать это сложнее. Так, в марте текущего года Конституционный суд (КС) зафиксировал, что существует «конституционно значимый пробел» в части судебных решений о регистрации кандидатов на выборные должности.
Суды после решения КС обязаны будут давать кандидатам время на исправление недочетов в документах и учитывать, был ли заявитель о них проинформирован.
Таким образом суды должны будут разбирать факт и обстоятельства «неизвещения» кандидата при рассмотрении вопроса о его регистрации. Согласно закону, поясняет КС, избирком обязан не позднее чем за три дня до принятия решения о регистрации уведомлять о возможных нарушениях.
Предвыборная агитация
Одной из центральных стадий избирательной кампании и наиболее политизированной её частью принято считать предвыборную агитацию (от лат. «agitatio» — приведение в движение). Она способна оказать на мнение избирателей достаточно большое влияние.
В качестве предвыборной агитации может рассматриваться не любая деятельность в избирательном процессе, а лишь та, которая имеет своей целью побудить избирателей голосовать «за» или «против» кандидата или избирательное объединение, причем данная деятельность должна носить систематический, последовательный и публичный характер.
Юридических тонкостей в предвыборной агитации много. В соответствии с требованиями Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии и много другое.
В Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предвыборной агитации посвящена 7 глава, которая называется «Гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах». ФЗ определяет предвыборную агитацию как «деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них)».
Выделяют три основных признака агитации:
- призывы голосовать за кандидата или кандидатов, список кандидатов, либо против него (них);
- выражение предпочтения какому-либо кандидату или избирательному объединению, за исключением случаев опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения;
- описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран и другие.
Избирательное законодательство также устанавливает основные формы проведения предвыборной агитации: на каналах телерадиовещания, в периодических печатных и сетевых изданиях; посредством проведения публичных мероприятий; посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других материалов.
Агитационные публичные мероприятия могут проводиться в виде предвыборных собраний и встреч с избирателями, митингов, шествий, демонстраций, иных мероприятий. Агитация с использованием средств массовой информации может реализовываться в виде выступления, интервью, пресс-конференции, предвыборных дебатов, «круглых столов», показа телеочерков, видеофильмов о кандидате. Агитационные печатные материалы разрешено изготавливать и распространять в виде листовок, плакатов, письменных обращений, брошюр, буклетов и другой печатной продукции.
Агитационный период для избирательного объединения начинается со дня принятия решения о выдвижении кандидата, кандидатов или списка. Для кандидатов в составе списка — со дня представления в избирательную комиссию муниципального образования полного перечня. Агитационный период для кандидата, выдвинутого непосредственно, начинается со дня представления им заявления о согласии баллотироваться. Прекращается он в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.
Нарушениями предвыборной агитации являются:
- привлечение к предвыборной агитации несовершеннолетних граждан;
- использование изображения и/или высказывания несовершеннолетних граждан в агитационных материалах;
- предвыборная агитация лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, за исключением, если они зарегистрированы в качестве кандидатов на проходящих выборах;
- использование кандидатом преимуществ должностного или служебного положения.
Избирательное право очень обширно. Политические юристы, берущие на себя правовое сопровождение предвыборной кампании, полностью отвечают практически за каждое сказанное кандидатом слово и большинство его «технических» действий. Поэтому так важно знать все нюансы действующей системы.
Источник изображения: freepik.com