Не новелла
Федеральная служба безопасности осенью текущего года выпустила приказ №547 «Об утверждении Перечня сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ, которые при их получении иностранными источниками могут быть использованы против безопасности РФ». В приказе указана ссылка на другой не менее важный документ — закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Одна из частей этого закона подробно объясняет, за гражданина записывают в иностранные агенты. Например, некоторые тезисы касаются целенаправленного сбора сведений в военной области. Однако в документе не прописано никакой информации о том, какими именно должны быть эти сведениями в военной области. Для этого ФСБ должна была создать, утвердить и выпустить соответствующий перечень. Его выпустили и утвердили приказом, который и вступил в силу в пятницу, 1 декабря.
Список состоит из 60 пунктов. Например, лицо может быть признано иноагентом, если собирает сведения об оценке и прогнозах развития военно-политической, стратегической (оперативной) обстановки, информацию о дислокации, вооружении и численности армии, полиции, военных следственных органов Следственного комитета, прокуратуры, воинских подразделений противопожарной службы, данные о «строительстве и развитии» войск и воинских формирований, сведения о закупках, проводимых армией, и многое другое.
Не все так однозначно
Аналогичный перечень ФСБ уже утверждала и выпускала 28 сентября 2021 года. Действовал этот документ вплоть до 1 декабря 2022 года. Однако пункта, касающегося деятельности иностранных агентов он не содержал, в связи с чем потребовалось переиздание. Конечно, год назад документ не привлекал к себе никакого внимания, однако общественно-политическая обстановка в стране изменилась, и сейчас любые законы, связанные с военной деятельностью, трактуются по-разному. Также неоднозначно был принят и обновленный приказ ФСБ. Некоторые юристы, правозащитники, журналисты и общественные деятели считают, что часть формулировок в приказе довольно размыта и непрозрачна, а значит угроза цензуры в СМИ возможна. Есть и другие мнения.
«Попытки преподнести издание нового приказа как законодательную новеллу направлены на дестабилизацию российского общества и раскачку внутриполитической ситуации в стране», — отметил в беседе со «Сферой» политолог и юрист Алим Батов.
С заявлением 1 декабря выступил и Союз журналистов России. По словам главы СЖР Владимира Соловьева, приказ никак не повлияет на работу СМИ. Однако журналистам в период проведения специальной военной операции (СВО) нужно быть особенно осторожными.
«Полного запрета на обсуждение специальной военной операции законодательством не установлено, эти вопросы регулярно поднимаются в СМИ, а также в Telegram-каналах военкоров. Главное — не навредить военным», — сказал Соловьев.
ФСБ не давала публичных комментариев относительно приказа. Однако летом проходило его общественное обсуждение, где участники слушаний указывали службе на определенные возможные риски. В ФСБ тогда пояснили, что никакие ограничения на СМИ, общественных активистов и рядовых граждан по получению и опубликованию любой информации из предлагаемого перечня не накладываются, если это обусловлено профессиональной деятельностью, продиктовано выражением гражданской позиции, чувством долга.
Несмотря на разъяснения, многие эксперты по-прежнему видят риски в принятом документе для работы СМИ и профильных специалистов.
«В условиях глобализации и повсеместной доступности информации, раскрыть «значимые сведения» стало возможно и без перехвата зашифрованных директив и приказов Министерства обороны. Достаточно лишь изучить источники в открытом доступе в сети «Интернет». Именно с этим, вероятнее всего, связано утверждение нового перечня тех самых «значимых сведений», чтобы иметь нормативную базу для ограничения их использования», — поделилась со «Сферой» мнением руководитель отдела правового сопровождения клиентов компании «ПризываНет» Клавдия Бакуменко.
Управляющий партнер Коллегии медиа-юристов Федор Кравченко считает, что формулировки в документе размыты, поэтому юристы, защищающие права журналистов, уже не смогут однозначно сказать, какой материал об СВО безопасен, а какой — нет.
«Нельзя говорить о том, что такой материал обязательно станет причиной проблем. Но он может быть использован как неправовой повод для признания лица иноагентом», — полагает юрист.
Кравченко также отметил, что приказом ФСБ вводится новое понятие — «сведения, которые могут быть использованы против безопасности Российской Федерации». Его природа неоднозначна и порождает возможные риски. Здесь отсутствует конкретика, например, как в категории «сведения, составляющие государственную тайну».
Применение этого приказа может привести к признанию граждан и организаций не только «иностранными агентами», но и «нежелательными организациями», деятельность которых полностью запрещена, а сотрудничество с ними может повлечь уголовную ответственность, считает юрист.
ФСБ также не согласовывала с Кремлем перечень данных, из-за передачи которых российские граждане и организации могут получить статус иностранного агента, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
«Этот список не подлежит согласованию с президентом. За разъяснениями я рекомендую обращаться в Федеральную службу безопасности», — говорил в октябре текущего года Песков.
Важно понимать, что в российском правовом поле важен не только сам закон, но и правоприменительная практика, которая по данному нормативно правовому акту еще не сложилась и вряд ли образуется в ближайшие дни. Эксперты полагают, что при определенном «раскладе» статус иностранного агента действительно смогут получить и журналисты, и военные корреспонденты, и волонтеры, которые каким-либо образом собирают и освещают информацию о военной сфере и при этом вызывают у власти некоторые подозрения или опасения, имеющие под собой доказательную основу.
Источник изображения: freepik.com