Не бойтесь экспериментировать: интервью с Сергеем Жориным о важности соцсетей в работе юриста

Социальные сети в профессии юриста стали неотъемлемой частью построения личного бренда, способом привлечения клиентов, а также дополнительным каналом коммуникации с профессиональным сообществом и обычными пользователями по широкому кругу вопросов. «Сфера» поговорила с известным российским адвокатом Сергеем Жориным, представлявшем в судах не один десяток звезд отечественного шоу-бизнеса о том, как юристу презентовать себя в социальных сетях, зачем вести свой канал в Telegram и можно ли добиться успеха без использования интернет-платформ.
Время прочтения: 7 минут

Сергей, когда вы начали карьеру юриста? Помните свое первое дело?

В этом году мне исполнилось 45 лет. Работать юристом я начал в 20 на третьем курсе юридического факультета, то есть ровно 25 лет назад. Самое первое дело не помню. Я начинал помощником в области корпоративного права, а спустя несколько лет столкнулся с представлением интересов в суде. Если я правильно помню, то это было обжалование нормативных правовых актов решения налогового органа.

Сейчас вы один из самых известных адвокатов в России, работаете, в том числе, со знаменитостями.  Какое самое резонансное дело вам приходилось вести?

Я как-то не замерял степень резонансности. А если серьезно, наверное, первое наиболее «громкое» дело – конфликт певца Филиппа Киркорова с режиссером «Первого канала» Мариной Яблоковой. Артист применил физическую силу, а я добился возбуждения уголовного дела в его отношении. В итоге Киркоров публично извинялся в эфирах федеральных каналов. Эта история произошла много лет назад, но Филипп все еще не может мне этого простить, кажется.

Над каким делом работаете сейчас?

У меня лично порядка 30 дел в производстве. Поскольку я работаю в команде и преимущественно веду дела в судах общей юрисдикции (не уголовные), можно без потери качества одновременно заниматься ими. Если говорить о каких-то публичных, то, наверное, это бракоразводный процесс репера Гуфа. В данный момент мы на стадии судебного разбирательства.

О канале

Как и для чего вы создали юридический канал в Телеграм?

Я присутствую практически во всех социальных сетях - где-то в большей степени, где-то в меньшей, и свои аккаунты веду в соответствии с их профилем. В Instagram больше визуального контента, в Telegram — текста. Эта площадка кажется мне наиболее перспективной. Facebook уже длительное время находится в полуобморочном состоянии. Twitter тоже, к сожалению, загибается. 

Ваш канал - для юристов или обычных граждан?

Несмотря на то, что канал называется «Адвокат Жорин», я предполагаю, что с юриспруденцией так или иначе связаны не больше 30% подписчиков. Большая часть — не юристы, что видно по откликам.

Сугубо юридический контент на канале менее интересен, но самая, на мой взгляд, важная профильная информация все равно присутствует.

У вас довольно «живой» контент, порой даже шутливый. Почему выбрана такая стилистика?

Мы не выбирали какую-то определенную стилистику. Наполнение происходит естественным образом. Крайне важно контент «не натуживать», то есть не должно быть какого-то напряжения. Все легко и просто.

Вы как практикующий юрист сами ведете канал или у вас есть помощник? Сколько времени уходит на это?

Какие-то посты я пишу сам, какие-то пишут админы. Часы, которые я трачу на ведение канала, не подсчитывал, но иногда это занимает приличное количество времени.

Сейчас у вас более 60 тысяч подписчиков. За сколько удалось набрать такое количество?

Тelegram-канал я завел по совету нескольких популярных блогеров, которые уже присутствовали на этой площадке. На первом этапе они меня информационно поддержали, рассказав обо мне своим подписчикам. И вот набралось уже тысяч 30. Из Instagram*, где у меня достаточно большая качественная аудитория, подписались, наверное, 15-20 тысяч.  

Какую стратегию используете для привлечения новых подписчиков?

Специально никакую стратегию не использую, нет цели сделать какой-то масштабный канал. У меня много друзей и клиентов с популярными аккаунтами, мог бы их, конечно, попросить, о рекламе, но считаю это нецелесообразным. Не всей аудитории интересно то, о чем я пишу в Telegram.

Для меня данная площадка как некое средство массовой информации – если она качественная или интересна широкому кругу читателей, моих подписчиков достаточно для ее распространения.

Среди моих фолловеров много журналистов, общественных деятелей, владельцев СМИ и других каналов. Поэтому, если контент качественный, уникальный или эксклюзивный, он и так хорошо заходит.

Кто ваш клиент из Telegram?

Мне кажется, что Telegram не самая лучшая платформа для привлечения клиентов. Она объединяет единомышленников, тех людей, которые, также как и ты, смотрят на определенные вещи. Это платформа для общения, для распространения информации, которую ты считаешь важным донести, поделиться. Чтобы найти потенциальных клиентов, существуют другие, более эффективные площадки.

А вы продаете в своем канале рекламу? Сколько стоит разместить пост?

Раньше эпизодически реклама в канале появлялась, но сейчас, в том числе с введением сложных аспектов контроля, вполне возможно, что рекламы больше не будет.

Я лично на рекламе ничего не зарабатывал. Ведь нужно учитывать определенные расходы для того, чтобы компенсировать временные затраты техадминов и небольшой команды. Стоимость варьировалась от 30 до 100 тысяч рублей. Где-то размещали бесплатно, где-то по бартеру.

Советы юристам

Как продвигаться в Telegram новичкам?

Для начала нужно сосредоточиться на контенте, понять, какой твой стиль, что ты хочешь рассказать, донести и…начать что-то писать! Сначала не зацикливаясь на количестве аудитории, просто, что называется, «набить руку» — написать пост, потом к нему вернуться на следующий день и посмотреть, оценить.

Этот совет подойдет и для продвижения юриста как специалиста. Не нужно сначала зацикливаться на популяризации и стоимости услуг. В первую очередь необходимо стать профессионалом своего дела, а дальше уже продавать, раскручивать свои услуги и привлекать клиентов.

Какие ещё площадки для презентации юриста можете посоветовать?

Любые. Сейчас их огромное количество: и запрещенный Instagram, и пока не запрещенные YouTube и Tik-Tok. Когда я только начинал осваивать социальные сети, в палате адвокатов чуть ли не дисциплинарное производство возбуждалось. Говорили, что вот адвокат, он не должен так себя «показывать», а сейчас мы видим, что у всех есть свои аккаунты — и у Федеральной палаты, и у Московской.

Нужно отходить от предрассудков, конечно, соблюдая кодекс профессиональной этики. Это опыт и практика. Кто-то всегда будет тебя осуждать, но не бойтесь быть под «прессом» критики и экспериментировать.

Насколько юристу важно продвигать себя в современном мире?

Смотря какая задача стоит. Если он хочет хорошо зарабатывать, обязательно должен быть пресс-портрет.

Помню, когда начинал заниматься юриспруденцией, для меня было болезненно и неприятно участвовать в каких-то конкурсах, доказывать клиенту, что я лучше, чем другой юрист, профессиональнее. Помню, как ко мне приходили клиенты и говорили: «Сергей, расскажи о том, где ты участвовал» или «А ты точно не сбежишь с нашими десятью долларами?». Эти фразы меня всегда оскорбляли.

Сквозь призму этих обстоятельств крайне важно понимать, что медийность — это одно из конкурентных преимуществ юриста. Становится ясно, где и в каких процессах он был задействован, и ему не надо ничего доказывать другим.  Но работает это только в связке с профессионализмом и порядочностью. Сама по себе медийность — не залог успеха.

А можно ли его добиться без использования соцсетей, исключительно на репутации?

Все зависит от того, чем каждый человек измеряет успех. Если он зависит от заработанных денег, то, конечно, можно. Я знаю огромное количество юристов, которых нет в социальных сетях, но тем не менее человек получает приличные гонорары. Он известен в своем сегменте, счастлив и доволен жизнью. Это его выбор.

Если все-таки для человека важно, чтобы его знали, пусть не каждый россиянин, но хотя бы внутри сообщества, он себя должен как-то публично выражать.  

В общем, если коротко, смотря что считать успехом - количество заработанных денег или узнаваемость.

*Соцсеть запрещена на территории РФ.

Рекомендуем

Статья

Зачем юристу личный бренд: советы экспертов «Сферы»

Сотрудников, имеющих не только опыт и образование, но и узнаваемое имя, желают заполучить многие компании, hr-службы, заказчики. Формирование личного бренда становится полноценной нишей на российском рынке услуг. «Сфера» попросила юристов и PR-специалистов рассказать, из чего состоит личный бренд, как его развивать и может ли он стать катализатором профессионального роста.

Статья

Палец вверх: в российском суде эмодзи приравняли к подписи

Эмодзи с изображением большого пальца вверх в суде признали равносильным официальной подписи в документе. Это первый в России подобный случай. В деле, ставшим прецедентом, рассматривался диалог в мессенджере между заказчиком и исполнителем. Сможет ли «лайк» теперь заменить автограф от руки, читайте в материале «Сферы».

Статья

«Цифровое наследство»: можно ли завещать интернет-аккаунт

Социальные сети интегрировались в нашу повседневную жизнь. Аккаунты, в том числе бизнес-профили в соцсетях, можно рассматривать, как актив, порой приносящий колоссальную прибыль. «Сфера» выяснила, что делать в случае смерти владельца канала или страницы, можно ли передать аккаунт по наследству и как составить такое завещание.

Нужно хоть что-то написать