Декан Бруклинской школы права (США), старший юридический советник юридической фирмы Dentons, а в прошлом лоббист Николас Аллард уверен: формирование общественной политики правительством будет неполноценным без участия лобби.
Он выделил три компонента, лежащих в основе лоббирования – это анализ, консультирование, отстаивание интересов. Последний компонент, по словам юриста, без двух других качественно реализован не будет.
«Семь смертных добродетелей»
Именно так Николас Аллард назвал основные постулаты работы лоббиста. Вот они:
- Предоставление информации и аналитических данных людям, принимающим решения, – правительству. Лоббисты сообщают об особенностях отрасли и пожеланиях своих клиентов, а также о том, какое влияние тот или иной закон может оказать на отрасль.
- Информирование клиентов о работе правительства: нужно пояснять своим клиентам, чего от правительства стоит ожидать, и в какие сроки принимаются те или иные решения.
- Лоббисты контролируют друг друга: ни один лоббист, особенно если он юрист по образованию, не захочет работать с теми, кто нарушает правила. Его первоочередная задача – выяснить, кто его противник, и играет ли они по правилам.
- Лоббисты обеспечивают отчетность правительства.
- Соблюдают законы – как официальные, так и негласные. Правила лоббирования очень запутанны, и непрофессионал, который не занимается лоббированием постоянно, совершенно не имеет о них понятия: зачастую они не интуитивны и не логичны. Например, рассказал Николас Аллард, в США нельзя угощать обедом членов Конгресса. Лоббисты не только следят за тем, чтобы другие соблюдали правила, но и сами должны соблюдать этические нормы и другие профессиональные стандарты .
- Лоббисты не только законопослушны но и расчетливы, находят слабые места и лазейки у оппонента, но любят прозрачность, любят знать, что делает и говорит противник – чтобы лучше противостоять ему.
- Лоббистов можно обвинить во многом, но вряд ли можно найти успешного лоббиста, который будет всем грубить и не сможет найти взаимопонимания между сторонами. Лоббисты оказывают большую помощь, наводя мосты, объединяя людей и вырабатывая решения, которые устроят всех.
Будущее: глобальная цифра
Говорят, что лоббирование зародилось в Эдеме, а первым лоббистом был змей-искуситель, который смог убедить Еву, что знание необходимо. Так что у лоббистов изначально была плохая репутация, но они меняют мир
По его мнению, в будущем на институт лоббизма будут все сильнее оказывать влияние следующие факторы:
- Глобализация. Мир, уверен юрист, становится глобальным, национальные границы уже перестали быть непроницаемыми. И многие задачи уже сегодня не могут решаться в пределах одной страны: процессы переплетаются и носят все более трансграничный характер. И в будущем лоббистам придется все больше учиться работать в таких условиях. «Простой и односторонний процесс лоббирования в одной стране превратился в сложную бесконечную шахматную партию, проходящую в четырех измерениях», – отмечает Николас Аллард.
- Технологии. Лоббисты, особенно в США, активно пользуются ими. Они используют все каналы коммуникации, в том числе и соцсети. Из-за технологий во многом потеряло актуальность личное общение, которое раньше было главным приемом в лоббировании.
- Обратная сторона цифровизации. Когда все вокруг переходит в интернет-пространство, а обратиться к правительству можно онлайн, подобные способы взаимодействия все сильнее вытесняют традиционные. И в будущем, по мнению Николаса Алларда, предстоит решать проблему равного доступа к решению политических и экономических проблем различными лицами или группами лиц. Вопрос реализации их прав, полагает эксперт, может попасть в зависимость от их доступа к технологиям.
Подробнее о лоббизме в США и особенностях работы лоббистов – в лекции Николаса Алларда для LFA!
Лоббизм в России
В России на данный момент институт лоббирования законодательно не урегулирован. При этом депутаты испытывают потребность в лобби, поскольку при разработке законопроектов нуждаются в предметном экспертном мнении по той или иной области, отметил кандидат юридических наук, председатель комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Государственной думы РФ IV—VI созывов Владимир Плигин.
По его словам, в первую очередь в российском законодательстве необходимо зафиксировать следующие моменты:
- Установить категорию – «лоббист». Дать определение этому понятию и явлению лоббизма как такового.
- Определить четкие правила работы лобби, в том числе, описать, как и на каких условиях будет происходить их взаимодействие с властью.
- Регламентировать декларирование лоббистами своей деятельности – в том числе, с введением лицензирования и мер наказания за нарушения.
По мнению Владимира Плигина, лоббизм может осуществляться как активным менеджментом корпораций, так и профессиональной группой, специально сформированной для отстаивания интересов конкретной отрасли. Однако пока в России нет четких правил работы лоббистов, эффективной работы этого института добиться невозможно.
Подробнее о взгляде на лоббизм и его регулирование – в лекции Владимира Плигина для LFA!