Личность и доказательства: особенности дел о компенсации морального вреда

Компенсация морального вреда в исках разных категорий сейчас является актуальной темой в правовой сфере. За последние три года рост количества таких дел составил 44,8%, а заявленных сумм ко взысканию – 439%. Руководитель проектов, адвокат бюро «S&K Вертикаль» Анастасия Гурина рассказала, какими инструментами пользуются стороны во время судебных тяжб для наиболее эффективного доказывания своей позиции.
Время прочтения: 6 минут

Категории

Дела о компенсации морального вреда – одни из наиболее сложных и эмоционально затратных в судебной практике, как для сторон, так и для юристов. В российских судах компенсации взыскивают в основном в небольшом размере, сумма даже близко не покрывает страдания потерпевших. Согласно статистике, в России она в несколько десятков раз ниже, чем в Европе.

Чаще всего гражданин, которому причинили физические или нравственные страдания, обращается с иском из-за медицинских ошибок, просит разрешить потребительские или трудовые споры, пытается получить компенсацию за незаконное уголовное преследование.

Существуют и менее распространенные категории дел, например, о нарушении тайны завещания, а также прав и интересов в связи с разглашением информации ограниченного доступа.

Внимание к пострадавшему

Если обратиться к статистике судебного департамента Верховного суда РФ, можно увидеть заметную разницу между суммой иска и итоговой выплатой. Так, общая сумма по всем запросам за 2023 год составила почти 130 млрд рублей, а присудили к взысканию по удовлетворенным искам — 5 млрд.

«Я на практике сталкивалась с позицией ответчика, который считал, что запрашиваемая сумма от истца является неосновательным обогащением пострадавшего. Такие «теории» очень любят выдвигать представители государственных бюджетных учреждений», – отметила адвокат Адвокатского бюро «S&K Вертикаль».

Пленум ВС РФ от 2022 года обязал суд детально мотивировать размер компенсации морального вреда и принимать во внимание определенные обстоятельства:

  • значимость тех прав и нематериальных благ пострадавших, которым причинен вред;
  • вид и степень тяжести повреждения здоровья;
  • необходимость амбулаторного или стационарного лечения пострадавшего;
  • характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб, длительность), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда;
  • длительность (продолжительность) расстройства здоровья;
  • сохранение либо утрата возможности ведения прежнего образа жизни;
  • поведение самого потерпевшего при причинении вреда;
  • степень стойкости утраты трудоспособности.

При этом, отмечает Анастасия Гурина, к сожалению, никаких конкретных ориентиров по установлению размера компенсации так и не прописали.

Тарификация от АЮР

Члены Ассоциации юристов России (АЮР) разработали рекомендации по определению размера компенсации морального вреда при посягательствах на жизнь, здоровье и физическую неприкосновенность человека. Они предлагают исчислять компенсацию по следующей формуле: МВ = БВК x ФВ x ИОО x ВП x ОПВ, где:

  • МВ – моральный вред
  • БВК – базовая вменяемая компенсация морального вреда;
  • КСС – коэффициент индивидуальной степени страданий, который позволяет учесть особенности истца, причинения вреда и иные обстоятельства, влияющие на глубину и интенсивность страданий потерпевшего;
  • ФВ – коэффициент формы вины причинителя;
  • ИОО – коэффициент индивидуальных особенностей ответчика, которые в силу требований разумности и справедливости могут быть учтены при определении размера компенсации;
  • ВП – коэффициент степени вины потерпевшего;
  • ОПВ – иные фактические обстоятельства, сопровождающие причинение вреда или поведение сторон после этого.

Специалисты предложили определить базовый вменяемый уровень компенсации, исходя из оснований возникновения страданий и умножать его на определенные коэффициенты. Так, например, если возникла ситуация, где пострадавший потерял близкого человека, то размер компенсации может достигнуть 174 МРОТ (базовая величина компенсации), что составляет, примерно, 2,5 млн рублей.

«В целом, конечно, идея хорошая, но невозможно установить базовый размер компенсации, который бы удовлетворил всех истцов. Проще было бы пересмотреть взысканные суммы в сторону их увлечения и создать единообразие, учитывая инфляцию», – комментирует эксперт.

Добейся внимания

Пленум ВС РФ дал определение термину «нравственные страдания». Так, под моральным вредом понимаются «нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу и другое) либо нарушающими имущественные права гражданина».

Подготовка к разбирательству строится на подсудности, описании моральных страданий, сборе необходимых документов (медицинские справки, обследования, характеристика с места работы и другое) и причинно-следственных связях. При описании моральных страданий человек должен как можно подробнее рассказать обо всем. Специалист, который борется за справедливость в отношении клиента, может составить ряд вопросов, которые помогут описать картину произошедшего в полной мере.

«Сухой юридический язык, описывающий моральные страдания, не оказывает должного эффекта на судей. Гораздо лучше, когда сам истец описывает свои страдания, пусть даже простым языком. Судьи – это тоже люди, такое их цепляет», – замечает адвокат.

Обстоятельства, влияющие на размер компенсации морального вреда при делах о незаконном уголовном преследовании:

  • категория преступления;
  • состояние здоровья и влияние на него уголовного преследования;
  • длительность уголовного преследования;
  • занимаемое до уголовного преследования положения в обществе;
  • была ли назначена мера пресечения;
  • эмоциональные страдания в период уголовного преследования и после;
  • характер и объем уголовного преследования;
  • потеря свободы, работы, бизнеса и доходов;
  • утрата связи с родственниками и близкими (развод, конфликт с детьми);
  • любые другие изменения привычного образа жизни;
  • обсуждения в обществе или деловой среде информации о привлечении к уголовной ответственности.

Обстоятельства у дел, связанных с медицинскими ошибками, будут свои критерии:

  • необходимость последующего постоянного ухода за пациентов;
  • ухудшение состояния здоровья;
  • социальная изоляция: как складываются отношения с окружающими (соседями, коллегами и другими людьми);
  • последствия (например, никогда больше не сможет иметь детей);
  • степень глубины психологической травмы;
  • влияние трагедии на трудовую деятельность;
  • возраст истца, степень его трудоспособности.

Также суд берет во внимание представленные доказательства, обосновывающие размер запрашиваемой компенсации. Например, Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга взыскал 1,5 млн рублей в пользу девочки, пострадавшей от питбуля, и 100 тысяч в пользу матери. Собака гуляла без поводка и намордника - пес побежал к юной жительнице Северной столицы, вцепился в нее зубами, повалил на землю и укусил за лицо. Ребенок получил тяжкий вред здоровью, так как оставшиеся после операции шрамы могут быть исправлены только косметической операцией. Ребенок стал бояться выходить на улицу и испытывает страх при виде животных.

Важна личность

Обстоятельства, которые должен учитывать суд при назначении размера компенсации морального вреда, устанавливает пункт 25 ПП ВС РФ от 15.11.2022 N. Среди них есть индивидуальные особенности личности потерпевшего: возраст и состояние здоровья, наличие отношений между ним и причинителем вреда, профессия и род занятий.

Так, Орловский областной суд в апелляционном определении к одному из дел учел, что ответчик, который оскорбил истца публично в нецензурной форме, вдвое моложе заявителя, а судья Московского городского суда акцентировал внимание на здоровье пострадавшего: истец в силу возраста и физического состояния не могла помешать избиению ответчиком ее 77-летнего мужа.

Суду важна характеристика и причинителя вреда. Так, например, Кировский областной суд снизил размер суммы, подлежащий взысканию, ответчику-пенсионеру, инвалиду третьей группы, вдове, на иждивении которой находится дочь-инвалид. Общая сумма дохода женщины составляет 25 484 рубля.

Резюмируя, Анастасия Гурина еще раз напомнила, что заявители могут столкнуться с рядом проблем на пути к справедливости, среди которых:

  • низкий размер присуждаемой компенсации вреда;
  • отсутствие четких критериев расчета и единообразного подхода к определению суммы компенсации;
  • сложности в доказывании нравственных страданий;
  • нарушение принципов горизонтальной и вертикальной справедливости.

Рекомендуем

Статья

Досудебные обжалования: что изменится

С 1 сентября и 31 декабря этого года досудебное обжалование по некоторым лицензионным спорам из добровольного сделают обязательным. В перечень включили 202 вида аттестаций, госрегистраций, разрешений на работы и строительство, оформление сертификатов, выдачу прокатных удостоверений и прочие виды разрешительной деятельности. И это только начало.

Статья

Стандарт для медиаторов: как усилить роль посредников в разрешении споров

Всего 9% споров по интеллектуальным правам заканчивается мировым соглашением. С помощью медиаторов эта цифра могла бы быть значительно больше, а нагрузка на суды меньше, если бы в России активно развивался институт медиации, уверены в профессиональном сообществе. Что предлагается для этого и как может усилить роль посредников единый реестр медиаторов?

Авторский взгляд

Найти и перепроверить: судьи смогут работать с данными Сети

Верховный суд разрешил судьям использовать открытые источники в Сети для уточнения и проверки информации. Принято постановление, в котором подробно разъяснены правила подготовки дела к разбирательству в арбитражном суде. Старший юрист Seven Hills Legal Владимир Родионов проанализировал для «Сферы» наиболее интересные положения этого документа.

Нужно хоть что-то написать