Президент России Владимир Путин подписал закон, который дает ФНС право проверять финансовое состояние компаний и индивидуальных предпринимателей. Теперь Служба сможет анализировать данные из отчетов, деклараций и других документов, сравнивая их со своими методиками. Она будет предоставлять результаты проверки по запросу самой компании или предпринимателя, а в ряде случаев — и третьим лицам.
Если компания или предприниматель не согласны с выводами ФНС, они могут в течение 5 рабочих дней подать заявление на корректировку, приложив подтверждающие документы. Налоговики рассмотрят обращение за 5 рабочих дней. По итогу они либо изменят выводы, либо вынесут мотивированный отказ. Закон начнет действовать с 1 января 2026 года.
Предпосылки
В 2006 году арбитражные суды ввели понятие «должная осмотрительность» и начали разъяснять, какие действия считать добросовестными, а какие — нет. Однако до 2017 года четких правил не было, и компании ориентировались только на судебную практику и разъяснения госорганов.
В сентябре 2017 года в Налоговый кодекс добавили статью 54.1. По мнению эксперта по налогам и налоговым спорам, генерального директора ООО «ПБУ» Екатерины Кузнецовой, эта норма должна была внести ясность. Статья 54.1 НК РФ запрещает компаниям и ИП занижать налоги за счет искажения данных о хозяйственных операциях или объектах налогообложения.
Иными словами, если бизнес неправильно отражает сделки, доходы или расходы, чтобы платить меньше налогов, это нарушение закона. Налоговая вправе доначислить платежи и штрафы, если выявит такие искажения.
«Но на практике появилось еще больше неопределенности. Например, компания могла идеально провести закупку: выбрать поставщика среди нескольких вариантов, собрать все документы, прописать в договоре гарантии возмещения убытков в случае доначислений. Но если спустя пару лет выяснялось, что поставщик прекратил деятельность, налоговики заявляли: раз контрагент исчез, значит, вы проявили недостаточную осмотрительность», — объясняет Екатерина Кузнецова.
Проблема, продолжает она, усугублялась тем, что бизнес не всегда мог подтвердить свою добросовестность. Раньше налоговую тайну трактовали так строго, что нельзя было проверить, на каком режиме работает контрагент, сколько у него сотрудников и делает ли он необходимые отчисления.
Все это потребовало изменений — нужны были четкие правила, которые снизили бы риски для бизнеса.
Легализация или революция?
Проверка контрагентов стала обязательным условием для безопасной работы бизнеса. Без этого компанию могут привлечь к ответственности за налоговые нарушения её партнёров.
Уже несколько лет предприниматели могут оценить свои риски, посмотрев на себя со стороны — так, как их видит ФНС. Однако раньше проверить данные о партнёрах самостоятельно было невозможно — для этого требовалось отправлять официальные запросы в госорганы.
Как отмечает адвокат, руководитель практики международного и частного налогообложения юрфирмы Orlova\Ermolenko Дмитрий Парамонов, ФНС давно собирает данные о бизнесе в режиме реального времени. Логично, что эта информация становится доступной для всех.
«Уже давно работает сервис «Прозрачный бизнес», где можно бесплатно посмотреть финансовую отчётность компаний. А теперь появится возможность получать актуальные данные в режиме онлайн. Это сделает проверку контрагентов ещё проще и быстрее», — говорит эксперт.
Юрист Екатерина Самохвалова подчеркивает, что бизнес теперь может бесплатно проверять контрагентов через сервисы ФНС, оценивая их финансовую устойчивость и репутацию.
«Это не только минимизирует риски налоговых споров, но и избавляет от необходимости тратить ресурсы на сбор информации через платные сервисы. Теперь у компаний есть официальный и надежный инструмент для проверки партнёров и самодиагностики», — добавляет она.
Адвокат Татьяна Богданова, специализирующаяся на уголовных делах в сфере экономики, отмечает, что это больше, чем просто узаконивание практики. Раньше, по ее словам, проверка контрагентов была исключительно заботой бизнеса и дополнительными расходами. Сейчас ситуация изменилась.
«Бизнес получает официальную информацию напрямую от ФНС — главного контролёра. Такие данные имеют огромный вес в суде или при разбирательствах с правоохранительными органами. При этом компании становятся частью системы налогового мониторинга: проверяя контрагента, вы одновременно информируете налоговиков о своих связях. Это двустороннее зеркало — ваши запросы видны и контролирующим органам», — поясняет Богданова.
Таким образом, эта процедура превратилась из частной задачи бизнеса в элемент государственной системы финансового контроля. Новые инструменты не только упрощают анализ контрагентов, но и меняют сам подход к безопасности сделок.
Преимущества
Главное — возможность проверить контрагента без лишних затрат и временных издержек. Бесплатный доступ к данным ФНС работает как детектор фирм-однодневок: шансы вовремя выявить ненадёжного партнёра или компанию на грани банкротства значительно возросли.
Ещё одним ключевым преимуществом, как считает Татьяна Богданова, становится защита от уголовной ответственности по статье 199 УК РФ.
«Если бизнес проверил контрагента через ФНС и не обнаружил тревожных сигналов (массовая регистрация, дисквалифицированные руководители, долги), у предпринимателя появляется железный аргумент против обвинений в «неосмотрительности». Налоговые органы и следствие уже не смогут просто спросить: «Почему вы с ними сотрудничали?». Это серьезная защита от претензий в соучастии по уклонению от налогов (ст. 199 УК РФ) или мошенничестве (ст. 159 УК РФ). Возможно, теперь компании смогут сократить расходы на службу безопасности, которая не всегда проводит проверки добросовестно», — добавляет адвокат.
Также новый закон стал поддержкой для малого бизнеса и среднего предпринимательства: такие предприятия получаат бесплатный доступ к критически важным данным, которые раньше были им недоступны.
Новые риски
Закон, призванный защитить бизнес, одновременно усиливает контроль со стороны налоговой службы. Теперь, по словам Екатерины Кузнецовой, ФНС не просто выдает справки, но и оценивает «добросовестность» налогоплательщиков. Критерии оценки остаются на усмотрение ведомства, и, скорее всего, в них войдут весьма условные показатели:
- уровень зарплат,
- численность сотрудников,
- налоговая нагрузка.
Если компания отклоняется от отраслевых стандартов, ее могут признать «неблагонадежной».
«Например, малый бизнес с зарплатами чуть ниже средних по отрасли или сниженной налоговой нагрузкой автоматически попадает в зону риска. Вместо одного вызова на комиссию по налоговым рискам предприниматель получает уведомления вроде: «Ваша компания не соответствует критериям добросовестности». Далее — бесконечная переписка с ФНС, расходы на юристов и постоянный стресс», — прокомментировала вопрос «Сферы» Ольга Туренко.
Отраслевые нормативы, замечает эксперт, условны и абстрактны. Они рассчитываются на основе данных Росстата, но реальный бизнес редко вписывается в эти рамки.
«Налоговый калькулятор ФНС — не точный инструмент, а лишь ориентир, который часто не совпадает с действительностью. Вместо упрощения контроля бизнес получает дополнительную бюрократическую нагрузку: нужно постоянно доказывать свою «чистоту», — отмечает эксперт.
Также появляются и новые ловушки для компаний, среди которых:
- Понижение рейтинга из-за «плохих» контрагентов.
Даже если у компании самой нет нарушений, но в ходе камеральной проверки будут выявлены недобросовестные контрагенты, её рейтинг может быть понижен. Крупные компании с ресурсами смогут выбирать проверенных партнеров, но малый бизнес часто вынужден рисковать из-за нехватки кадров и надежных подрядчиков. - Короткие сроки обжалования и отсутствие защиты данных.
- Сжатые сроки для оспаривания решений ФНС;
- Отсутствие чёткого механизма корректировки оценки в случае отказа налоговой учитывать возражения компании;
- Доступность результатов проверок третьим лицам (контрагентам, кредиторам, инвесторам) при отсутствии в законе ответственности за утечку налоговой или коммерческой тайны.
- Ложное чувство безопасности.
- Даже если ФНС дала «зеленый свет» контрагенту, это не гарантирует его надежность. Мошенники могут использовать временно «чистые» фирмы, которые исчезают после получения денег.
- Если в деле о мошенничестве (ст. 159.4 УК РФ) выяснится, что компания не запрашивала данные о сомнительном контрагенте, это может стать доказательством «неосмотрительности» или даже косвенной уликой в причастности к схеме.
- Страх «засветиться» может привести к формальным проверкам «для галочки», что только увеличит риски попадания в уголовные дела (например, по ст. 174 УК РФ — отмывание денег).
«Как человек, который видел, как компании рушатся, а предприниматели попадают под уголовные дела из-за одного неверного контрагента, я поддерживаю этот закон. Это реальный и бесплатный инструмент, который помогает предотвратить катастрофу, а не разбирать ее последствия в кабинете следователя», — заявляетТатьяна Богданова. Но также спикер замечает, то успех зависит от многих деталей.
Как и когда проявлять должную осмотрительность?
При проверке контрагентов, важно ориентироваться не только на документы, которые предоставляет партнёр, но и на независимые источники, объясняет Ольга Туренко. К ним относятся:
- предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП;
- сервис ФНС России «Прозрачный бизнес»;
- сведения об адресах «массовой» регистрации;
- сведения о «массовых» учредителях/руководителях;
- реестр дисквалифицированных лиц;
- ГИРБО;
- картотека арбитражных дел и так далее.
«Сейчас налогоплательщик может проверять своего контрагента через открытые данные ФНС. Но новый законопроект предлагает более глубокий анализ — он будет оценивать, насколько финансовая и налоговая отчётность бизнеса соответствует критериям налоговых органов. Это не просто подтверждение текущей практики, а новый подход: информация о контрагенте станет подробнее, чем сейчас», — резюмировала эксперт.
Этот закон — полезный инструмент для бизнеса, особенно для снижения рисков. Но он не гарантирует полной безопасности. С одной стороны, проверки станут прозрачнее. С другой — ФНС будет видеть все действия бизнеса. Однако ответственность за выбор контрагента всё равно остаётся на предпринимателях.
Даже если налоговая не видит нарушений, сотрудничество с сомнительными партнерами может привести к серьезным проблемам, вплоть до уголовных. Так что закон — это помощь, но не защита от всех рисков.
Изображение создано Freepik, www.freepik.com