Лайки, тренды, иски: правовое регулирование TikTok

15-секундные видео, более 800 миллионов активных пользователей по всему миру, миллиарды лайков и просмотров каждый год. Пользовательская статистика социальной сети TikTok поражает, вот только количество американских и европейских исков, с которой китайской компании постоянно приходится сталкиваться, – удивляет не меньше. Какие главные претензии предъявляют TikTok и как сервису удается избежать серьезных проблем? «Сфера» изучила международный опыт разбирательств с платформой.
Время прочтения: 10 минут

Лейбл дрожащий или право имею?

За последние пару лет китайской социальной сети TikTok предъявляли множество обвинений. Претензии к сервису иходили как от простых пользователей, так и от известных музыкальных лейблов, а в последнее время критиком сети стал и президент США Дональд Трамп.

Еще в апреле 2019 года Дэвид Исраэлайт, главный исполнительный директор Национальной ассоциации издателей музыки США (NMPA), представляющей крупные американские лейблы, отмечал в интервью Financial Times, что будущее TikTok – судебные тяжбы, поскольку примерно половина используемой в видео юзеров музыки не лицензирована.

Так, например, Universal Music Group, крупнейший мировой звукозаписывающий лейбл и член NMPA, в течение последнего года вел переговоры с TikTok о лицензировании. Достигнуть договоренностей удалось только весной 2019 года: владельцы сервиса заключили сделку по лицензированию с тремя крупнейшими издателями музыкальной индустрии (Universal Music Group, Warner Music Group и Sony Music). Однако контракты оказались краткосрочными и затрагивают только часть основного каталога лейблов.

Авторские права в TikTok, естественно, соблюдаются, что отдельно подчеркивается в пользовательском соглашении. «Все содержимое, программное обеспечение, изображения, текст, графические изображения, иллюстрации, логотипы, патенты, товарные знаки, знаки обслуживания, авторские права, фотографии, аудио, видео, музыка и внешний вид услуг, и все права на интеллектуальную собственность, связанные с ними (далее «контент Bytedance»), принадлежат или лицензированы Bytedance, при этом мы понимаем, что вы или ваши лицензиары будут иметь права на любой пользовательский контент (как определено ниже), который вы загружаете или передаете при помощи наших услуг», – уточняется в договоре.  

«На песню в любом видеоклипе TikTok распространяются два основных авторских права: право на публичное исполнение (композиция песни, которая, как правило, принадлежит автору песни или их издателю) и право на механическое воспроизведение (сама запись, обычно принадлежащая лейблу). В Америке предусмотренная законом компенсация за нарушение может составлять до 150 000 долларов», – поясняет журналист Pitchfork Дункан Купер.

Фальшивое будущее: международный опыт (не) регулирования дипфейков

Однако в случае реального нарушения компания будет руководствоваться DMCA (Закон об авторском праве в цифровую эпоху) и никакой серьезной ответственности не понесет. По факту DMCA защищает даже не сами компании, а их пользователей, которые просто не знают об отдельных нарушениях в этой сфере. Поэтому, получив обвинение, сервисы обычно просто удаляют файлы, за которыми было зарегистрировано нарушение, и таким образом удовлетворяют предъявленные требования.

На этом основании за последние полгода TikTok удалил около 1300 роликов, в том числе и видео, в которых были использованы фрагменты из песни Lady Gaga Monster, ставшей в приложении большим трендом. Удаление коротких видео, естественно, не приносит никаких роялти исполнителям или другим обладателям прав на использованное произведение, а значит, ведет к крупным финансовым потерям.

«Когда технологические компании действительно заключают сделки по лицензированию, это, как правило, происходит на их собственных условиях. В 2016 году Джефф Прайс (глава американской компании Audiam, которая занимается лицензированием музыки) рассмотрел предложение от Musical.ly о лицензировании одного из каталогов и попросил поговорить с компанией о внесении изменений в предлагаемый ими договор. По словам Прайса, юристы Musical.ly не желали вести переговоры. Они сказали ему: «Либо ты подпишешь этот контракт и получишь деньги, либо не подписываешь, и твоя музыка все равно будет здесь, но тебе ничего не заплатят. Тебе придется иметь дело с DMCA. До свидания»», – приводит пример Дункан Купер.

Тем не менее, в будущем так легко выходить сухим из воды TikTok вряд ли сможет. Например, чтобы получить разрешение на использование песни Good Girls Bad Guys группы Falling in Reverse TikTok пришлось заключить сделку с Epitaph Records. Лейбл в свою очередь лицензирует репертуар группы через альянс Warner Brothers' Alternative Distribution Alliance. Они оформили лицензию по схеме выкупа: владелец авторского права предоставляет доступ к определенному количеству песен за предоплату и распространение только на его условиях. К середине декабря выплата TikTok компании Epitaph через ее дистрибьютора составила в общей сложности 1500 долларов.

Линейка для коллизии равных прав – почему меняется парадигма прав интеллектуальной собственности?

В июле этого года TikTok все же заключил многолетнее соглашение с NMPA, которое учитывает не только будущее пользование музыки в приложении, но и прошлое. Кроме того, в начале 2020 года TikTok добавил в приложение систему, которая ограничивает некоторые треки в определенных регионах. Они не проигрываются в региональных профилях, а самостоятельный поиск песни или клипа через поисковик ни к чему не приведет.

Не менее напряженная ситуация у TikTok была и в Европе, разрешить которую удалось только после арбитражных разбирательств к весне 2020 года. «В Европе различные организации, занимающиеся правами на цифровую музыку, вели переговоры об условиях лицензирования с TikTok от имени авторов песен, композиторов и издателей, которых они представляют, и по крайней мере один из этих случаев привел к судебным искам и, в конечном итоге, к арбитражу. В конце прошлого года ICE Services – совместное предприятие по лицензированию музыки, представляющее права на цифровую музыку юридических лиц в Великобритании, Германии и Швеции – достигла соглашения с TikTok. В ICE Services отметили, что результат арбитража будет применяться ретроспективно для случаев ранее несанкционированного использования музыки своих участников на платформе TikTok», – отмечает издание The Fashion Law.

TikTok против президента

В целом подобный сценарий развития событий довольно типичен для всех набирающих популярность соцсетей. Так в свое время было с YouTube и Facebook: владельцам новых приложений нужно время, чтобы подстроиться под требования. Хотя порой приходится не подстраиваться, а полноценно бороться – как сейчас происходит с обвинениями TikTok в шпионаже. До недавнего времени подобные иски владельцы приложения разрешали очень быстро.

«В конце прошлого года жители Калифорнии и Иллинойса подали на TikTok иск о защите частной жизни детей, утверждая, что владелец TikTok отслеживал, собирал и раскрывал личную информацию и/или просматривал данные детей в возрасте до 13 лет без согласия родителей, как того требует COPPA (Закон о защите частной жизни детей в Интернете). Согласившись, что не обеспечил надлежащих гарантий для защиты своих молодых пользователей и их информации, позволяющей установить личность, а вместо этого использовал свое приложение безрассудно и незаконно с целью получения коммерческой выгоды, TikTok оперативно урегулировал иск и выплатил 1,1 миллиона долларов США», – отмечает в своей статье The Fashion Law.

Абсурд и здравый смысл: правовое регулирование виртуальных миров

Однако алгоритмы работы китайской соцсети, оказалось, не дают покоя многим пользователям. В конце июня программист под никнеймом Bangorlol опубликовал пост на форуме Reddit, в котором поделился своим исследованием приложения TikTok. Пользователь утверждал, что соцсеть тайно собирает гигантское количество персональных данных. Перед этим Европейский комитет по защите данных решил создать рабочую группу для координации дальнейших действий и выработки более широкого видения работы TikTok на территории Евросоюза. А в начале августа президент Дональд Трамп подписал несколько указов, запрещающих жителям США пользоваться приложением TikTok и мессенджером WeСhat. Избежать блокировки удастся только в том случае, если до 15 сентября приложение купит американская компания (одним из претендентов стал Microsoft).

На обвинения президента представители TikTok заявили, что сервис хранит все данные об американских гражданах в США, а резервные копии хранятся в Сингапуре. Однако уже 25 августа руководство сервиса подало в суд на администрацию президента США. В своем пресс-релизе представители TikTok пояснили, что американские власти не представили доказательств своей версии о том, что сервис представляет угрозу национальной безопасности США из-за связей с властями Китая.

В свою очередь власти США проигнорировали попытки сервиса доказать свою благонадежность. Отдельный иск против властей США также подал сотрудник TikTok Патрик Райан, объяснив это тем, что указ Трампа может лишить зарплаты 1500 сотрудников TikTok, работающих в США. Однако то, как разрешится эта ситуация, уже вряд ли останется вопросом правового регулирования и перейдет в политическую плоскость.

Не картинки, а права: какие правовые проблемы существуют в сфере ИС в Интернете

Источник изображения: pexels.com

Рекомендуем

Статья

Интеллектуальные права в креативных индустриях. Вебинар Legal Academy

Инновационные процессы ворвались во все сферы жизни общества, открыв огромный потенциал к развитию. Креативное предпринимательство вызывает всё больший интерес, но остается много вопросов, что это такое и как с этим работать.

Статья

Правовые основы креативного предпринимательства. Вебинар Legal Academy

2021 год был объявлен Международным годом креативной экономики, и Россия не осталась в стороне, поддержав эти тенденции законодательно.

Статья

Цифровой рубль: область применения, преимущества и проблематика

Банк России к концу 2021 года планирует начать тестирование и пилотирование прототипа цифрового рубля. Несмотря на то, что такая валюта появится в обиходе нескоро, сам феномен уже привлек внимание и финансистов, и общественности. Будущее и перспективы внедрения нового способа оплаты обсудили эксперты на дискуссионной сессии «Цифровой рубль: выбор цифровых решений».

Нужно хоть что-то написать