Судебное примирение: цели и возможности
Нормы, регулирующие новый институт, вступили в силу еще 25 октября 2019 года. Они были внесены в процессуальное законодательство Федеральным законом №197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработанный Верховным Судом РФ. В законопроекте были использованы наработки ВАС РФ, международный опыт, практика применения медиации и исторические традиции России, отмечает Алексей Солохин.
Сегодня институт судебного примирения преимущественно регулируется статьями 153.6 ГПК РФ, 138.5 АПК РФ, 137.6 КАС РФ. Важное место в списке нормативных актов занимает Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.2019 № 41 «Об утверждении Регламента проведения судебного примирения». Регламент касается разных вопросов: в частности, формирования списка судебных примирителей, статуса примирителя, предъявляемых к нему требований и непосредственно механизмов самой процедуры.
Цели судебного примирения закреплены в статье 1 Регламента – это достижение сторонами взаимоприемлемого результата примирения и урегулирование конфликта с учетом интереса сторон. «С одной стороны, используя категорию «интерес сторон», судебное примирение показывает свою близость с классической медиацией. С другой – мы видим понятие «результат примирения», которое у нас раскрывается в процессуальном законодательстве», – рассказывает Алексей Солохин.
Он подчеркивает, что сами цели ориентированы на урегулирование конфликта. «Важно, что используется именно слово конфликт, потому что оно шире спора. Также нужно отметить, что судебное примирение должно привести к тому, что стороны будут использовать один из результатов примирения, которые закреплены в процессуальном законодательстве», – добавляет эксперт.
При этом процессуальное законодательство практически не содержит запретов для использования примирительных процедур. Случаи таких запретов единичны: например, часть 1 статьи 137 КАС РФ говорит о том, что примирение допустимо по делам, которые рассматриваются судами общей юрисдикции, но оно может касаться только прав лиц, участвующих в деле, и их обязанностей как субъектов спорных публичных правоотношений, и возможно в случае допустимо взаимных уступок сторон. «Есть точки зрения о том, что мы вряд ли можем говорить о примирении сторон и регулировании споров в таких делах, как оспаривание нормативных актов, привлечение к административной ответственности, оспаривание постановлений о привлечении к административной ответственности», – говорит Алексей Солохин.
При этом, продолжает специалист, есть и другая точка зрения: в этих категориях дел действительно невозможно заключение классического мирового соглашения, однако речь идет в целом о сближении позиций. Это, в свою очередь, поможет привести к более быстрому разрешению споров или к заключению договоренности в отношении каких-либо фактических обстоятельств, что также может повлиять на результат разбирательства. В качестве аргумента Алексей Солохин приводит практику в США. Нередко в Америке примирительные процедуры используются по делам об оспаривании нормативных актов, принятых муниципалитетами по вопросам местного самоуправления. Если какой-то акт встречает непонимание у жителей, то органы местного самоуправления иногда используют примирительные процедуры.
«Также интересным примером использования примирительных процедур в делах, связанных с привлечением к ответственности, является примирение с потерпевшим, которое у нас встречается в уголовных делах. Такое примирение может повлиять на привлечение лица к ответственности. Почему мы не можем предопложить, что что-то подобное возможно и по делам привлечения к административной ответственности? Это вопрос безусловно дискуссионный», – заключает эксперт.
По мнению Алексея Солохина, возможности использования судебного примирения в делах, связанных с административными и иными публичными правоотношениями, гораздо больше, чем, например, у медиации: новый институт сочетает в себе черты нескольких разновидностей медиации, в том числе классической (фасилитативной), директивной и расчетной. Кроме того, в судебном примирении есть возможность получить консультацию по вопросам применения норм права.
Еще одной особенностью примерения является возможность проводить процедуру на любой стадии судебного процесса и при исполнении судебного акта. Однако она невозможна до обращения лица в суд. «То есть пока вы не обратились в суд, пока он не принял исковое заявление, вы не можете использовать эту процедуру. Это существенный недостаток судебного примирения по сравнению с другими примирительными процедурами, которые могут быть использованы как до суда, так и вместо суда (например, медиация)», – считает Алексей Солохин.
Судебный примиритель: оплата труда и обязанности
Судебный припримиритель – судья, пребывающий в отставке и включенный в список судебных примирителей. Список формируется Верховным Судом РФ на основе предложений всех судов России и судебной коллегии ВС РФ. Сейчас в этом списке около 350 судебных примирителей, работают они в каждом регионе России.
«Стоит отметить, что судебный примиритель не является какой-то процессуальной фигурой и участником судебного разбирательства, так что его действия не влекут возникновения или прекращения каких-либо прав и обязанностей лиц, участвующих в деле. То есть все взаимодействие со сторонами осуществляется вне рамок рассмотрения дела», – говорит Алексей Солохин.
Судебное примирение – процедура бесплатная. Деятельность судебных примирителей оплачивается из бюджета в соответсвии с «Правилами оплаты труда судей, пребывающих в отставке и осуществляющих функции судебных примирителей», утвержденных в 2020 году: половина оклада судьи соответствующего суда, пропорциональная количеству дней, в которые он работал.
Судебный примиритель выполняет следующие задачи:
- ведет переговоры со сторонами, в том числе индивидуальные, и с другими лицами, участвующими в деле и в самой процедуре судебного примирения;
- изучает представленные сторонами документы;
- предлагает сторонам представить дополнительные документы и информацию;
- знакомится с материалами дела с согласия суда;
- получает необходимые консультанции у специалистов;
- содействует сторонам в обмене документами, сведениями и сообщениями по обсуждаемым вопросам.
Роль судебного примирителя чем-то схожа с ролью эксперта: спорящие стороны обращаются к нему, разъясняют свои позиции, представляют доказательства, и после этого примиритель оценивает их спор и высказывает свое мнение. «Одна из ключевых его возможностей – давать сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора, сохранения между сторонами деловых отношений. В частности, например, предложить истцу проверить правомерность, оправданность и разумность предъявленной к взысканию суммы, а ответчику – проверить обоснованность возражений на иск», – рассказывает эксперт.
Судебный примиритель также может предложить сторонам провести дополнительную сверку расчетов, обсудить условия договора, из которого возник спор, выяснять однозначность понимания сторонами условий договора и иных правоотношений.
Как отмечает Алексей Солохин, в этом важное отличие от классической медиации, так как медиатор не вправе высказывать свою позицию по спору, давать какие-то рекомендации, советы и что-то предлагать.
Процедура судебного примирения
Порядок судебного примирения определяется сторонами по согласованию с судебным примирителем. Если они не договорились, то порядок проведения и необходимость использования каких-либо конкретных стадий судебного примирения определяются самим судебным примирителем.
Процедура проходит в здании суда, в отдельном помещении, чтобы облегчить проведение совместных и индивидуальных переговоров и создать равные возможности для урегулирования спора.
«Здесь мы подошли к одному из концептуальных положений судебного примирения. Оно заключается в том, что процедура крайне гибкая. Она может подстраиваться под любые пожелания спорящих сторон, любые возможности их самих и судебного примирителя. Они могут договорится, что они хотят от судебного примирения, провести процедуру в таком порядке и использовать тот функционал примирителя, которые, как им кажется, будут способствовать урегулированию их спора или более быстрому его разрешению», – объясняет Алексей Солохин.
Все возможные стадии судебного примирения перечислены в статье 17 Регламента. В ней сказано, что процедура проводится в форме переговоров и может включать в себя:
- открытие судебного примирения (вступительное слово судебного примирителя);
- изложение обстоятельств спора и определение интересов сторон;
- формулирование сторонами вопросов для обсуждения;
- индивидуальную беседу судебного примирителя со сторонами и их представителями;
- выработку сторонами предложений по урегулированию спора и достижению результатов примирения;
- оформление результатов примирения, в том числе заключение мирового соглашения, соглашения о примирении, соглашения по фактическим обстоятельствам, составление отказа от иска, признание иска;
- завершение судебного примирения.
В течение всего времени судебный примиритель руководит переговорным процессом и следит, чтобы он проходил в конструктивной форме: предоставляет каждой стороне возможность высказать свое мнение относительно причин возникновения спора, обспечивает соблюдение культуры ведения переговорного процесса, снижает уровень эмоциональности суждений сторон, не допускает высказывания сторонами грубых и оскорбительных выражений.
Кроме того, примиритель устанавливает фактические отношения сторон, выясняет содержание взаимных претензий, мнение относительно возможностей урегулирования спора, способствует выявлению интересов сторон и оказывает им содействие в выявлении взаимовыгодных результатов.
Судебное примирение завершается в случае:
- достижения результата примирения;
- недостижения результата примирения и истечения установленного судом срока проведения процедуры;
- недостижения результата примирения и направления стороной/сторонами письменного заявления до истечения срока проведения судебного примирения;
- прекращения судебного примирения судебным примирителем до истечения срока проведения процедуры.
Кроме того, в конце процесса примиритель должен удостовериться, что стороны единообразно понимают условия подготовленного соглашения, и проверить документ на предмет его законности, отсутствия нарушения прав иных лиц и возможности утверждения судом.
«Вот такой обязанности нет у медиатора. Это очень позитивно. У нас появляется дополнительный фильтр: судебный примиритель сможет смотреть и подсказать, как отнесется к тем или иным условиям соглашения суд. Не получится ли так, что вы придете к каким-то договоренностям, а в итоге суд не утвердит соглашение. Это еще одна очень важная особенность судебного примирения», – считает эксперт.
Почему примиритель может прекратить судебное примирение, чем процедура отличается от медиации и можно ли обратиться к судебному примирителю, находящемуся в другом регионе? Ответы на эти вопросы – в вебинаре Алексея Солохина на площадке Legal Academy.