С начала 2024 года на сервис досудебного обжалования на портале "Госуслуги" поступило более 2,3 тыс. таких обращений. Для сравнения: за весь 2023 год их набралось чуть больше 300. Основные причины жалоб — отказ в предоставлении разрешения или лицензии, нарушения срока оказания услуги, отказ в приеме документов и прочие.
«Мы видим, что бизнес и граждане стали активнее пользоваться возможностью досудебного обжалования на «Госуслугах». Онлайн-формат действительно удобнее, чем обжаловать решения или действия разрешительных органов в судах. Сервис кратно сокращает и временные, и финансовые издержки. Кроме того, для нас такой формат обжалования — это способ напрямую узнать, с какими трудностями сталкивается бизнес и граждане в разрешительной деятельности», — сказал вице-премьер Дмитрий Григоренко.
Сам механизм досудебного обжалования, рассказывает Gрактикующий юрист в сфере IT, CEO и сооснователь сервиса «Патрикеев и партнеры» Павел Патрикеев, существует с декабря 2023 года. Если заявитель не согласен с решением органа, вынесенного в рамках предоставления услуги по лицензированию, он должен до обращения в суд направить в орган жалобу.
Она, продолжает спикер, подается в электронном виде (через Госуслуги) в течение 30 дней с даты, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении. Например, получил отказ о предоставлении лицензии и посчитал такое решение неправомерным. Срок рассмотрения такой жалобы — 15 дней. Согласно статистике, которую предоставляют ответственные ведомства, фактический средний срок рассмотрения — 9 дней.
«Досудебное обжалование, как любое досудебное решение споров, существенно снижает нагрузку на суды. Рассмотрение дел проходит быстрее. Существенно сокращаются и финансовые издержки», — замечает основатель и руководитель юридической компании Solid Case Юлия Ткачева.
Досудебное обжалование может ускорить разрешение спорных ситуаций для заявителей. Сроки рассмотрения жалобы значительно короче сроков вынесения судебного решения, а процедура подачи максимально проста.
«Однако здесь многие практики изъявляют свои опасения, — резюмирует Павел Патрикеев. — В действительности путь заявителя искусственно удлиняется, появляются дополнительные сроки. И если ответы в рамках данной процедуры будут представлять собой шаблонные отписки или отказы, то в конечном итоге заявитель получит лишь удлиненный порядок обжалования решений в суде. В то же время данная процедура (обязательное дистанционное обжалования решений) уже некоторое время проходит обкатку и постепенно показывает свою эффективность по ряду направлений».
Сейчас профессиональное сообщество присматривается, как сработает на практике механизм досудебного обжалования, сможет ли он продемонстрировать нужный результат и какова будет статистика по вынесенным решением.
Тем более, что для тех видов разрешительной деятельности, которые не вошли в перечень распоряжения, досудебное обжалование согласно федеральному закону «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» станет обязательным с 1 января 2028 года.