Бюджетное субсидирование коммерческих организаций: подводные камни

Правовое регулирование бюджетного субсидирования коммерческих организаций стало более сложным и запутанным за счет дополнительных норм и показателей. Профессор СПбГУ Наталья Шевелева и кандидат юридических наук Маргарита Кустова на вебинаре Legal Academy рассказывают об особенностях процесса и приводят примеры из судебной практики.
Время прочтения: 7 минут

Кому положены субсидии?

Возможность субсидий коммерческим организациям предусматривает статья 78 Бюджетного кодекса РФ, в котором они значатся как производители товаров и услуг. Законодатель формирует для них целый ряд правил. Примечательно, что получателями субсидий могут быть и бюджетные организации, автономные, однако они под эти правила не попадают.

Инструмент субсидирования коммерческих организаций используется очень активно. Оно осуществляется в рамках национальных и федеральных проектов. Для субсидирования имеются и другие основания: поддержка субъектов малого и среднего бизнеса, импортозамещение, например, выделение средств на разработку квантовых процессоров или организацию железнодорожного транспорта. Поддерживают организации, которые обращаются с твердыми бытовыми отходами.

«Внес свою лепту и коронавирус. Появилась целая серия актов, направленная на преодоление проблем, возникших на фоне пандемии. Это могут быть точные субсидии: на производство тканей из льна, создание цифровых платформ. Такие субсидии могут быть предоставлены, если имеет место публичная цель», —  отмечает Наталья Шевелева.

Сами субсидии и цели предусмотрены в Законе о бюджете, это является непреложным правилом. Дальнейшее регулирование вопросов осуществляется актами органов исполнительной власти и прокуратурой, которая следит за возможными нарушениями. В актах должны быть указаны критерии отбора получателей, определены цели, порядок и предоставления.

«78-я статья включает в себя два вида субсидий, при этом не называя их таковыми. Отличия мы увидели только в рамках судебной практики. Первый вид — на возмещение выпадающих доходов. Экономическая суть в том, что публичный субъект поручает осуществление действий организации, которая несет расходы, подлежащие компенсации. В качестве примера можно привести авиаперевозки по специальному тарифу. Второй вид — стимулирующие субсидии, которые направлены на создание нового продукта. Они попадают под казначейское сопровождение и для получателей открывают специальный лицевой счет», — рассказывает профессор.

Учитывая, что субсидии разные, их цели формулируются по-разному. Если 2-3 года назад судебная практика говорила об одном порядке установления цели, то сейчас все изменилось. Эксперт приводит пример, когда субъект малого предпринимательства получает субсидию целевого характера на приобретение фургона для молочного скотоводства. В результате проверки выясняется, что он использовался для растениеводства. Вопрос о том, нарушена ли цель или нет, рассматривался в судебном порядке. Было принято решение, что цель не нарушена, так как растения пошли на корм скоту.

Маргарита Кустова подчеркивает, что стимулирующая субсидия это особый публичный инструмент. Условия определяются таким образом, чтобы можно было обеспечить общественно полезный эффект от частного лица. «То есть речь идет о рефинансировании частных субъектов. Если мы говорим о такой субсидии, она определяет широкие условия. Речь может идти о безграничном усмотрении условий субсидирования. За исключением соблюдения в обязательном порядке Конституции и закона. Главная задача — обеспечить эффективность, результативность, адресность», — поясняет она.

Таким образом, в случае возникновения допустимости тех или иных условий в соглашении о субсидировании, можно ориентироваться на Конституцию, а  можно принимать во внимание публичные задачи в программных документах.

Риски и нюансы предоставления субсидий

Самым главным требованием в части условий субсидирования становится определение итогового результата. «Речь идет о понимании того, о каком завершенном действии должна идти речь, в какую дату должно совершиться действие, каковы количественные характеристики. Из этого следует, что получатель субсидии принимает на себя значительные риски, которые должны внимательно просчитываться», — предупреждает Маргарита Кустова.

Важно понимать, какие претензии могут привести к возврату субсидии. Формально постановление разграничивает, с одной стороны, требования порядка предоставления, и с другой, требования к получателю (уплата налогов, не в процессе ликвидации). Соблюдение требований позволит делать вывод о законности соглашения и прогнозировать последствия в ситуации, когда предприниматель нарушит условия соглашения.

Наталья Шевелева рассуждает, является ли предоставление субсидий правом или обязанностью. По ее мнению, здесь ситуация не очевидна. «Мы должны понимать, что это именно право. Публичный субъект может принять решение о предоставлении или не принять. Если лимиты исчерпаны, субсидия в полном объеме не предоставлена, должен ли публичный субъект предоставить субсидию в полном объеме? На первый взгляд, все очевидно, нужно исполнить обязательство, но на практике все оказывается сложнее», —  отметила она.

Специалист приводит в пример случай, который произошел с обществом по обращению с твердыми бытовыми отходами в 2020 году. Субсидии для организации закончились в связи с тем, что их лимит в бюджете был исчерпан, при этом выплату предоставили не в полном объеме. Почему же в деле не разобрался суд? Оказалось, что проблема в цели субсидии. Верховный суд указал, что речь идет не о стимулирующей субсидии, а данной субсидией исполняется цель экологической реформы.

Существует еще один нюанс, связанный с отказом предоставления субсидии. Речь идет о выплатах, которые предоставляются по фактическому исполнению. Объем таких субсидий зависит от представленных документов, где должны быть прописаны все условия, и их же нужно соблюдать на практике.

Регламентация отношений субсидирования в современной правовой системе становится все более автономной, постепенно превращаясь в «вещь в себе», когда исполнительная власть получает свободу в определении условий субсидирования и вслед за этим определение последствий таких условий.

«Если заглянуть в общие требования правительства, мы увидим, что в качестве возможных мер ответственности за нарушение условий субсидирования, помимо возврата денег, предусмотрен некий штраф», — отмечает Наталья Шевелева.

Пытаясь определить природу штрафов, суды ориентируются на положения Гражданского законодательства. Когда случается правовой спор, возникает ситуация определения отраслевой принадлежности штрафа и выбора той области, к которой применим этот штраф.

«Сегодня мы имеем шквал судебных актов, в которых ставится вопрос о применении сроков давности, взыскании убытков, неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами. Мы обнаруживаем на практике целый ряд правовых подмен, происходит смешение правовой природы соответствующих отношений. Все это приводит к сложному положению получателей субсидий», — заключает Маргарита Кустова.

Вебинар полностью можно посмотреть по ссылке.

Источник изображения: pixabay.com

Рекомендуем

Статья

Бюджетное субсидирование коммерческих организаций: вебинар LF Академии

В чем особенности нового порядка субсидирования, как оценить последствия нарушения условий предоставления субсидий, какие существуют способы доказать свои права на их получение – на эти и другие вопросы ответят эксперты в сфере финансового права Наталья Шевелева и Маргарита Кустова.

Статья

6 главных принципов Закона об обязательных требованиях, вступающего в силу 1 ноября

Гигантское количество обязательных требований – проблема, о которой известно как студентам, так и практикующим юристам. Управа на нее одна – ответные требования и регулирование. О самых важных положениях Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» рассказывает заместитель директора Департамента регуляторной политики и развития законодательства Министерства юстиции РФ Дмитрий Смольников.

Статья

Дивный новый мир: на ПМЮФ обсудили последствия пандемии

О том, как после завершения пандемии коронавируса изменится мир в целом и работа юристов в частности, рассуждали в субботу, 11 апреля, на Петербургском Международном Юридическом Форуме в рамках сессии «Новый мир после коронавируса: от созидательного разрушения к ренессансу?».

Нужно хоть что-то написать