«Банковский светофор»: чем он светит бизнесу

Нововведения в банковской сфере часто вызывают опасения в первую очередь у бизнес-сообщества. Предприниматели относятся к ним настороженно, опасаясь всякого рода ограничений. Исключением не стали и поправки в закон, которые делят клиентов на так называемые группы надежности. «Сфера» решила разобраться в понятии «банковский светофор» и рассказывает, в каких случаях может загореться «красный».
Время прочтения: 5 минут

Что такое «банковский светофор»

Внесенные изменения в закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и закон «О Центральном банке РФ (Банке России)» предоставили право ЦБ РФ давать оценку клиентам (за исключением физических лиц). Все компании и ИП будут разделены на три группы по уровню надежности. Критерий — совершение подозрительных операций по счетам. Каждая группа соответствует определенному цвету: зеленому, красному и желтому. Отсюда и возникло название нового сервиса.

Зеленый цвет — клиенты, не вызывающие подозрений.

Желтый — те, за кем числятся сомнительные операции и операции, не вызывающие подозрений.

Красный — подозрительные клиенты, вся деятельность которых может оказаться отмыванием денег.

Именно последняя категория ограничивается в совершении банковских операций, что фактически означает приостановку деятельности.

Проблема «светофора»

Цель всего вышеперечисленного — безопасность финансовой системы страны и пресечение мероприятий по отмыванию денег, полученных преступным путем.
Но некоторые аспекты «светофора» беспокоят добропорядочных представителей бизнеса.

Как считает адвокат, юрист и эксперт-консультант по банкротству компании «Финансово-правовой альянс» Алексей Сорокин, основной проблемой внедренного ЦБ РФ нового информационного сервиса видится угроза необоснованного отнесения организаций и предпринимателей к высоким «красным» и «желтым» группам риска.

«Дело в том, что алгоритмы оценки риска не раскрываются Банком России, исходя из соображений безопасности. С одной стороны, это вполне логичная позиция, направленная на недопущение незаконного вмешательства злоумышленников в скоринговую систему. Однако, с другой стороны, непрозрачность критериев отнесения предпринимателей к той или иной группе риска создает условия для неопределенности и возможных злоупотреблений. Если исходить из аналогии практики применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма», то можно предположить, что подготовленные специалистами аналитические заключения также не будут содержать ясных и прозрачных выводов относительно принятого решения об отнесении предпринимателя к той или иной группе риска», — полагает Алексей Сорокин.

По его мнению, предусмотренное обжалование таких решений в Межведомственной комиссии при ЦБ РФ вряд ли поможет достичь желаемого результата. Поэтому предпринимателям, которым «посчастливится» попасть в группу неблагонадежных, придется искать правды в суде, предоставляя убедительные доказательства своей правоты.

Есть и еще одна опасность. Вся «власть» в принятии решения относительно того, разрешать или не разрешать клиенту совершение банковских операций, окажется в руках Центробанка.

«Конечно, вся инициатива подается рынку как большое благо, как логическое продолжение антиотмывочного закона и мощный шаг на пути сокращения рискованных операций, — отмечает управляющий RTM Group, эксперт в области права в ИТ Евгений Царев. — Однако самое неприятное во всей этой истории, что есть риск произвола ЦБ по отношению к банкам, поскольку решение о том, кого и в какой цвет «окрасить», будет принимать именно ЦБ. Предполагается, что он будет делать это, основываясь на анализе истории, хозопераций, налоговых отчислений, собирая данные от банков, Росфинмониторинга и ФНС».

При этом заявляется, что заключения ЦБ по присвоению того или иного цвета будут носить рекомендательный характер, которому банки на местах вольны следовать или не следовать.

«Но на практике редко встречаются разногласия между регулятором и остальными, так что уже вполне понятно, чем все это обернется. Результатом может быть даже усиление монополизации и ущемление прав потенциальных клиентов. Это вполне реальный сценарий. Тревожное ощущение складывается из-за того, что в перспективе наверняка после обката системы она будет масштабирована и на физических лиц. Вот это уже вызывает опасения из-за возможного тотального контроля», — полагает Евгений Царев.

Что ждать бизнесу?

Пока речь идет лишь о прогнозах и предположениях. Однако именно предприниматели первыми ощутят на себе, чем светит банковский светофор. И это перспектива уже ближайшего времени.

Основная сложность сейчас в том, что организации должны быть постоянно начеку, потому что в любой момент их могут исключить из «зеленой» зоны.

«Не стоит думать, что подозрительные действия — что-то исключительное и из ряда вон. Так, под пристальное внимание могут попасть те, у кого внезапно увеличился объем входящих поступлений, или совершаются нестандартные операции (перевод на одинаковую сумму несколько раз подряд, например). О том, что ИП или юрлицо попали в зону риска, сообщать им не обязаны мгновенно, делать это будут в течение пяти дней. Все это может повлечь за собой определенные неудобства. Так, если ИП или юрлицо попали в красную зону, им откажут в следующих операциях: проведении денежных и имущественных операций; выдаче остатка денег либо его переводе на другой счет; использовании электронных средств платежа. До выяснения обстоятельств, которое, как мы понимаем, может занять несколько дней. И необходимость каждый раз в случае чего оправдываться и возиться с бумагами — не лучший помощник бизнеса. Остается только надеяться, что ЦБ не закрутит гайки, а банки не будут терять клиентов», — резюмирует Евгений Царев.

Несмотря на все разъяснения, последовавшие от авторов инициативы, бизнес-сообщество в «банковском светофоре» на данном этапе видит еще один барьер на пути развития предпринимательства. Пока практика по этому вопросу не наработана, эксперты рекомендуют упорядочить алгоритм совершения операций по счетам, чтобы не спровоцировать их блокировку.

Источник изображения: freepik.com

Рекомендуем

Статья

Защита от картелей: инструкция для бизнеса

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России за первое полугодие 2025 года возбудила 52 дела и приняла 29 решений о нарушении антимонопольного законодательства в рамках борьбы с антиконкурентными соглашениями. В частности, с картелями. «Сфера» решила выяснить, как предпринимателям можно распознать такой сговор и противостоять ему.

Статья

Правила игры меняются каждый день: что происходит на рынке коммерческой недвижимости

Спрос на коммерческую недвижимость в России начал снижаться. Стоит ли сейчас инвестировать в офисы или проще арендовать? Или рассматривать субаренду? О новых правилах игры на рынке — читайте в материале «Сферы».

Авторский взгляд

Роскомнадзор: 84% сайтов нарушают закон о персональных данных. Что делать бизнесу?

В 2025 году Роскомнадзор усилил контроль за обработкой персональных данных и подключил для этого автоматизированные системы анализа. Результаты оказались тревожными: 84% российских сайтов нарушают закон о персональных данных. И речь идёт не только о крупных порталах, но и о сайтах малого и среднего бизнеса. В зоне риска оказываются все, кто использует формы обратной связи, принимает онлайн-заказы или подключает сервисы аналитики и рассылок. Как избежать штрафов рассказывает в авторской колонке Екатерина Кузнецова, налоговый ангел, эксперт по налоговым спорам, основатель и генеральный директор ООО «ПБУ».

Нужно хоть что-то написать