Автопром в период санкций: в каком направлении движется отрасль

Санкции, введенные против России, отразились на отечественном автопроме молниеносно. Поставки в Россию авто и запчастей запрещены, производства приостановлены, процесс импортозамещения идет не так быстро, как планировалось. По официальным данным Росстата, выпуск легковых автомобилей в РФ в мае 2022 года практически встал, обвалившись в годовом выражении на 96,7%. «Сфера» узнала у экспертов, каковы перспективы у российского автопрома в такой ситуации.
Время прочтения: 6 минут

Что сегодня?

Автопром — один из наиболее пострадавших от санкций рынков, считает директор по развитию Carprice Кирилл Иванов. «Склады машин пустеют, запасы новых автомобилей на заводских складах и в логистических терминалах не впечатляют, а дилерские резервы имеют свойство заканчиваться. Даже ранее активные и крупные заводы, типа Nissan с проектной мощностью порядка 100 тыс. автомобилей, стоят «на паузе», — рассказывает он. Также эксперт уверен, если по каким-то причинам поставки транспортных средств станут активнее, то провяится другая проблема: в России спрос на автомобили снижается, особенно когда речь идет о дорогих иномарках, закупленных при высоком курсе доллара. И с российскими брендами дела обстоят не лучше.

«Из-за проблем с логистикой и поставкой комплектующих на сегодня себестоимость, к примеру, «УАЗа» выросла на 35%», — резюмирует Кирилл Иванов.

Терминалы Подмосковья автодилеров были весной забиты машинами, но динамики продаж не последовало. Далеко не все готовы тратиться в подвешенной экономической ситуации на транспортные средства. «В новокризисные дни многие распродавали остатки по завышенным ценам, но сейчас рынок старается стабилизироваться. Динамика ежемесячных отчетов о продажах подтверждает статичность ситуации. В лидерах (примерно от тысячи продаж) по наибольшим из возможных — бренды Kia, Lada, Hyundai, КП «Газ», УАЗ и Renault», — рассказывает эксперт.

Основная доля российских автомобилей, например, популярные LADA Vesta или XRAY, выпускались с иностранными запчастями. Для восстановления аналогичного производства требуются новые поставщики. Это может быть не так просто из-за узконаправленности — выпуском части комплектующих занимаются только 3-4 компании в мире. Сейчас новых партнеров активно ищут в Китае, но это потребует времени. Чтобы выйти на хороший уровень производства (порядка 350 тыс. ТС), потребуется 2-3 года на изменение линий и поиск новых поставщиков, наработку собственной базы и т.д. Постепенно производится замена поставщиков из Европы на компании, выпускающие продукцию в Беларуси, Китае или Турции. Это относится, например, к гидроагрегатам, системам безопасности, вакуумным усилителям, блокам управления двигателем. В помощь также меняются технические регламенты. Допустим, «УАЗ» сейчас выпускается без АБС. Но это сразу сказывается на активности покупателей. Продажи «УАЗ» за первое полугодие снизились на 35,5%.

Хоть прогнозы на второе полугодие только пролонгируют сложности с поставками импортных комплектующих и сырья, логистикой и загрузкой производственных мощностей предприятий, однако автопром рассчитывает увеличение объема торговли с Китаем. Так, Тюменская таможня сообщает о двукратном росте товарооборота между Тюменской областью и Китаем. При этом 30% поставок приходятся на грузовики и их комплектующие, а значит производители держатся «на плаву» под санкционным давлением. «Но это пример одного региона, а в целом, конечно, путь выхода из кризиса предстоит долгий», — считает Кирилл Иванов.

Как рынок решает проблему

Так или иначе крупные продавцы стараются смягчить рост цен и назревающий дефицит. В пресс-службе ГК АвтоСпецЦентр сообщили, что снизить нехватку запчастей  позволил параллельный импорт.

Также Правительство упростило правила регистрации автомобилей, ввозимых из-за границы. Соответствующее постановление подписал премьер-министр России Михаил Мишустин, говорится  на сайте кабмина. «Речь идет о временной отмене одного из обязательных требований к техническому оснащению машин — теперь их можно использовать без устройств вызова экстренных служб «ЭРА-ГЛОНАСС», — сообщили в правительстве. Ранее наличие такого оборудования было обязательным условием для ввоза и постановки автомобилей на учет в России.

 Дорогу отечественному производителю

В ГК Автодом рассказали «Сфере», что пока нет официальной информации о стоимости упрощенных моделей автомобилей, сходящих с российских конвейеров. Но ожидается, что они должны иметь ценовое преимущество перед иностранными брендами. К примеру, «Москвич», который в ближайшее время планируется выпускать на базе завода Renault с привлечением льготных займов, должен стоить не дороже 2 млн рублей. Преодолеть нехватку запчастей возможно только путем выпуска собственных комплектующих, прежде всего коробок передач, подвесок, двигателей. Это развитие сдерживает отсутствие электроники. В России есть возможность запустить производство автомобильных микрочипов, но для этого нужна единая государственная программа развития компонентной отрасли (или иначе — направление, касающееся производства компонентов для сложных комплектующих).

Также в России разрабатывается стратегия развития автопрома, учитывающая создание новых технологий и производств. Предполагается выделить свыше 20 млрд рублей по программам господдержки в 2022 году. Это должно простимулировать выпуск в России около 80 тысяч автомобилей.

Управляющий партнер международной консалтинговой группы Seitenberg (Австрия) Кирилл Лапин напоминает и об экспорте российских машин, что является несомненным успехом производителя.

«Хоть в России пока не могут производить высокотехнологичные автомобили, это не значит, что экспорт отечественных машин не востребован. Возьмем в качестве примера Африку, где многие ездят на старых машинах. Уровень жизни в африканских странах невысок, а машины стоят дорого, местным жителям не по карману японский или европейский автопром с заоблачными ценами и на машины, и на запчасти. Африканцам нужны дешевые и надежные машины, которые прослужат долго, просты в ремонте и обязательно с кондиционером. То есть тот товар, который Россия вполне может сделать. Еще один интересный факт: в Африке Россия воспринимается как Европа, а товар или оборудование, сделанное в России, продается под лейблом «Made in Europe», что в глазах местных потребителей является очевидным преимуществом», — рассказывает Кирилл Лапин.

С марта российский автопром переживает одну из самых стрессовых ситуаций в своей новейшей истории. По данным Росстата, за пять месяцев 2022 года с российских конвейеров сошло 268 тыс. легковых автомобилей, что на 56,4% ниже показателя за аналогичный период прошлого года. Впрочем, некоторые эксперты высказывают осторожные надежды на то, что тотальные ограничения, которые коснулись отрасли, могут открыть новые возможности для ее трансформации.

Источник изображения: freepik.com 

Рекомендуем

Статья

Поставка товара сорвалась из-за санкций. Какие доводы помогут поставщику избежать ответственности?

В 2022 году многие поставщики не смогли исполнить обязательства по договорам из-за санкций. Какие доводы помогут отстоять свои интересы в суде, чтобы не пришлось нести ответственность за неисполнение обязательств, — в материале.

Статья

«Серые схемы»: как российские кинотеатры выживают в условиях санкций

Иностранные кинокомпании отказываются сотрудничать с Россией — никаких больше «Бэтменов», «Докторов Стрэнджей» и других голливудских продуктов, полюбившихся отечественному зрителю, на экранах. Некоторые кинотеатры уже начали искать выход из положения. Правда, пока что он не вполне легален, считают эксперты. Своим мнением они поделились со «Сферой».

Статья

Как получить деньги от зарубежных партнеров по внешнеэкономическим контрактам?

Много вопросов о получении иностранной валюты из-за границы возникает у предпринимателей-фрилансеров, работающих на иностранные организации по контрактам. Ограничений, связанных с поступлением инвалюты из-за рубежа, сейчас нет – такие разъяснения дал Банк России. Тогда откуда берутся сложности у предпринимателей?

Нужно хоть что-то написать