Legal Talks
Логотип Legal Academy
Логотип Сфера
Лекция

Предмет и задачи судебной экспертизы

1 час 2 минуты

В курсе лекций определяются такие основополагающие понятия судебной экспертизы, как ее предмет и задачи, приводится их подробная классификация по различным основаниям. Вводятся понятия компетенции эксперта и его компетентности, объясняются  различия между ними.

 

Формат
Лекция
Итоги

Курс состоит из четырех лекций и посвящен таким аспектам как:
• различные подходы к определению предмета судебной экспертизы;
• понятия компетентности и компетенции судебного эксперта;
• понятия класса, рода и вида судебной экспертизы;
• классификация судебных экспертиз по материнской науке (основная классификация) и другие основания классификации;
• задачи судебной экспертизы и их классификация по цели и степени общности.

 

Дата записи: 1 нояб. 2015 г.
Содержание

Определение предмета судебной экспертизы. Понятие компетенции эксперта

Понятие предмета судебной экспертизы и различные подходы к его определению, составные части данного понятия. Компетенция и компетентность судебного эксперта, выход за пределы компетенции.

Задачи судебной экспертизы: классификационные и идентификационные

Лектор рассматривает другие возможные классификации судебных экспертиз по таким основаниям, как количество используемых знаний (однородовые и комплексные), число экспертов (единоличные и коллективные, в т.ч. комиссионные), количество объектов(мало- и многообъектные), объем исследования (основные и дополнительные) и последовательности исследования (первичные и повторные).
В лекции вводится и описывается понятие задачи судебной экспертизы, рассматривается соотношение между абстрактным понятием задачи и конкретным вопросом, поставленным на разрешение эксперта. Кроме того, лектор приводит первую часть классификации задач по их цели:
1) классификационные (цель – установление характеристик и свойств неизвестного или известного объекта для отнесения его к общепринятому классу);
2) идентификационные (цель – установление факта индивидуально-конкретного тождества или общности групповой принадлежности конкретных материальных объектов).
Классификация продолжается в следующей лекции.

Диагностические и ситуационные задачи. Классификация задач по степени общности

Лектор продолжает классификацию задач судебной экспертизы по их цели, начатую в предыдущей лекции, выделяя:
3) диагностические (цель – установление состояния объектов, включенных в сферу деятельности следствия и суда в связи с происшедшим событием);
4) ситуационные задачи (цель – установление конкретных ситуационных условий или причин события, т. е. реконструкция обстоятельств события).
В свою очередь диагностические задачи подразделяются на:
а) установление механизма отдельных этапов события;
б) установление пространственной структуры обстановки преступного события;
в) определение вещественной структуры обстановки преступного события;
г) установление временных характеристик преступного события;
д) определение свойств действующих объектов из числа характеристик функционирования;
е) ретроспективное исследование причинно-следственных связей.
Лектор подчеркивает тот факт, что все типы задач взаимосвязаны и отражают методологию производства экспертного исследования.
Кроме того, приводится классификация задач по степени общности: общие, типичные и конкретные задачи.

Комментируемые нормы права
Дополнительные материалы
Дополнительная информация