Legal Talks
Логотип Legal Academy
Логотип Сфера
Лекция

Предмет и задачи судебной экспертизы

1 час 2 минуты

В курсе лекций определяются такие основополагающие понятия судебной экспертизы, как ее предмет и задачи, приводится их подробная классификация по различным основаниям. Вводятся понятия компетенции эксперта и его компетентности, объясняются  различия между ними.

 

Микляева
Ольга
Васильевна

К.ю.н., доцент, ученый секретарь Российского федерального центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации
Формат
Лекция
Итоги

Курс состоит из четырех лекций и посвящен таким аспектам как:
• различные подходы к определению предмета судебной экспертизы;
• понятия компетентности и компетенции судебного эксперта;
• понятия класса, рода и вида судебной экспертизы;
• классификация судебных экспертиз по материнской науке (основная классификация) и другие основания классификации;
• задачи судебной экспертизы и их классификация по цели и степени общности.

 

Дата записи: 1 нояб. 2015 г.
Содержание

Определение предмета судебной экспертизы. Понятие компетенции эксперта

Понятие предмета судебной экспертизы и различные подходы к его определению, составные части данного понятия. Компетенция и компетентность судебного эксперта, выход за пределы компетенции.

Задачи судебной экспертизы: классификационные и идентификационные

Лектор рассматривает другие возможные классификации судебных экспертиз по таким основаниям, как количество используемых знаний (однородовые и комплексные), число экспертов (единоличные и коллективные, в т.ч. комиссионные), количество объектов(мало- и многообъектные), объем исследования (основные и дополнительные) и последовательности исследования (первичные и повторные).
В лекции вводится и описывается понятие задачи судебной экспертизы, рассматривается соотношение между абстрактным понятием задачи и конкретным вопросом, поставленным на разрешение эксперта. Кроме того, лектор приводит первую часть классификации задач по их цели:
1) классификационные (цель – установление характеристик и свойств неизвестного или известного объекта для отнесения его к общепринятому классу);
2) идентификационные (цель – установление факта индивидуально-конкретного тождества или общности групповой принадлежности конкретных материальных объектов).
Классификация продолжается в следующей лекции.

Диагностические и ситуационные задачи. Классификация задач по степени общности

Лектор продолжает классификацию задач судебной экспертизы по их цели, начатую в предыдущей лекции, выделяя:
3) диагностические (цель – установление состояния объектов, включенных в сферу деятельности следствия и суда в связи с происшедшим событием);
4) ситуационные задачи (цель – установление конкретных ситуационных условий или причин события, т. е. реконструкция обстоятельств события).
В свою очередь диагностические задачи подразделяются на:
а) установление механизма отдельных этапов события;
б) установление пространственной структуры обстановки преступного события;
в) определение вещественной структуры обстановки преступного события;
г) установление временных характеристик преступного события;
д) определение свойств действующих объектов из числа характеристик функционирования;
е) ретроспективное исследование причинно-следственных связей.
Лектор подчеркивает тот факт, что все типы задач взаимосвязаны и отражают методологию производства экспертного исследования.
Кроме того, приводится классификация задач по степени общности: общие, типичные и конкретные задачи.

Комментируемые нормы права
Дополнительные материалы
Дополнительная информация