В связи с пандемией коронавируса исполнение договоров для многих участников гражданского оборота оказалось обременительным. В период с 18 марта по 18 мая 2020 г. в территориальные ТПП было подано свыше 22,8 тыс. заявлений о свидетельствовании форс-мажора, при этом в 95% случаев заявителям было отказано. Несмотря на обилие информации в интернете, разъяснения Верховного Суда и многочисленные обсуждения в профессиональных сообществах, некоторые вопросы по-прежнему остаются открытыми, а позиции юристов – противоречивыми. Контрагенты, которым не удалось договориться в период ограничительных мер, постараются перенести спор в судебную плоскость.
Что должен знать юрист, чтобы успешно консультировать по соответствующей категории дел и сопровождать их в суде?
Пандемия коронавируса как форс-мажор
Видео доступно по подписке
Подписывайтесь на концентрат знаний. Каталог из сотен видеолекций ведущих экспертов и записей актуальных вебинаров.
Какие именно обстоятельства могут рассматриваться в качестве обстоятельств непреодолимой силы: эпидемиологическая обстановка, ограничительные меры или режим самоизоляции? Вправе ли сторона рассчитывать на прекращение обязательств со ссылкой на введенные ограничения? Какое значение в доказывании обстоятельств непреодолимой силы имеет сертификат ТПП РФ?
Константин Георгиевич Гуцу рассказывает, в каких случаях контрагент имеет право требовать изменений условий договора со ссылкой на существенное изменение обстоятельств. Отдельное внимание уделяется анализу возможности освобождения от ответственности за неисполнение денежных обязательств в связи с форс-мажором.
Лектор высказывает свое мнение о том, как сторонам обезопасить себя при заключении договоров в текущей ситуации. Закладываются ли по умолчанию все текущие сложные обстоятельства (ограничительные меры, возможность ненадлежащего исполнения) в предпринимательский риск любого контрагента?
Константин Георгиевич Гуцу дает подробные ответы на самые распространенные вопросы о договорных отношениях во время и после пандемии.