Legal Talks
Логотип Legal Academy
Логотип Сфера
Лекция

Толкование общих институтов гражданского права в сфере государственных закупок

45 минут

Екатерина Александровна Смирнова и Роман Сергеевич Бевзенко обсуждают применение общих институтов гражданского права в контрактной системе Российской Федерации.

Как нормы Гражданского кодекса РФ соотносятся с нормами, регулирующими отношения в сфере государственных закупок? Применимы ли основополагающие принципы договорного права в условиях публичного регулирования контрактной системы?

Спикеры, отвечая на поставленные вопросы, рассуждают о перспективах предоставления участникам отношений в области государственных закупок более широких прав на самостоятельное определение условий заключения и исполнения государственных контрактов. 

Формат
Лекция
Итоги

Государство является крупнейшим потребителем товаров, работ и услуг. При этом особый статус государства обуславливает необходимость создания определенного юридического механизма по регламентации контрактной системы. Как следствие, в Российской Федерации был принят ряд нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере государственных закупок и отличающихся императивностью норм по процедуре и условиям осуществления государственных закупок.

Однако несмотря на относительную публичность сферы государственных закупок, государственный контракт является в первую очередь гражданско-правовым договором.

В связи с этим Екатерина Александровна Смирнова и Роман Сергеевич Бевзенко дискутируют на тему того, какое толкование получили институты гражданского права в контрактной системе РФ.

Юристы задаются вопросами о целесообразности чрезмерной публичной регламентации процесса осуществления государственных закупок и о возможности расширения автономии воли субъектов закупочного процесса.

Дата записи: 15 мая 2019 г.
Содержание

Толкование общих институтов гражданского права в сфере государственных закупок. Введение

Как работают институты гражданского права в области государственных закупок? Применимы ли правила оферты и акцепта к порядку заключения государственного контракта? Действуют ли принципы автономии воли и свободы договора в контрактной системе?
Екатерина Александровна Смирнова и Роман Сергеевич Бевзенко предлагают подумать над вопросом о том, является ли сфера государственных закупок частью гражданского права, где действуют частноправовые подходы и принципы.

Принципы гражданского права в сфере государственных закупок

Институт контрактной системы в сфере закупок представляет собой сложный механизм, обладающий специфическими особенностями, одной из которых является участие в правоотношениях государства в лице государственных или муниципальных органов власти.

В связи с этим возникают вопросы, относится ли государственный контракт к гражданско-правовым договорам и базируется ли институт контрактной системы на частноправовых институтах.

В рамках дискуссии Екатерина Александровна Смирнова и Роман Сергеевич Бевзенко задумываются над применением на практике принципов гражданского права в контрактной системе Российской Федерации. Екатерина Александровна Смирнова с сожалением отмечает, что на практике зачастую искажается восприятие основополагающих принципов договорного права в сфере публичных закупок.

Кроме того, Роман Сергеевич Бевзенко затрагивает проблему чрезмерной со стороны государства регламентации организации закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.

Порядок заключения контракта в системе государственных закупок: оферта и акцепт

По общему правилу, заключение договора проходит две стадии. Первая стадия именуется офертой, а вторая — акцептом. Договор считается заключенным, когда оферент получит акцепт от акцептанта.

Вместе с тем, с учетом особой сложности процедур заключения государственных и муниципальных контрактов, определить, что является офертой и акцептом в процедуре заключения публичного контракта, на практике весьма проблематично.

Екатерина Александровна Смирнова и Роман Сергеевич Бевзенко рассматривают концепции о понятии оферты и акцепта в системе государственных закупок. Собеседники разбираются, в какой момент государственный контракт считается заключенным, а у участника закупки наступает договорная ответственность.

Кроме того, Екатерина Александровна Смирнова озвучивает подходы российских судов в определении оферты и акцепта в закупочных процедурах.

Несправедливые договорные условия в системе государственных закупок

Сильная сторона договора зачастую навязывает обременительные условия своим контрагентам, которые не обладают возможностью изменить условия на стадии переговоров. Такое поведение, как правило, формально не противоречит правовым нормам, однако является несправедливым.

Для защиты от несправедливых договорных условий слабая сторона в договоре может использовать различные средства правовой защиты, среди которых изменение или расторжение договора, признание недействительными таких условий или требование об их неприменении.

Однако применимы ли такие средства защиты в контрактной системе? Может ли участник закупки, как слабая сторона договора, оспорить несправедливые условия государственного контракта?

Роман Сергеевич Бевзенко предлагает разобраться в проблеме оспаривания несправедливых договорных условий контракта. В ходе дискуссии юрист поясняет, по каким критериям можно определить является ли условие договора несправедливым.

Екатерина Александровна Смирнова рассказывает, какое значение имеет факт подписания протокола разногласий на этапе заключения контракта, а также отмечает, что проблему оспаривания несправедливых условий на практике решается через принцип «эстоппель».

Расторжение контракта: односторонний отказ и судебное расторжение

Расторжение государственного контракта – стандартная процедура, предусмотренная законодательством. Государственный контракт расторгается в нескольких случаях: по решению суда, по соглашению сторон и в одностороннем порядке.

Как отмечает Екатерина Александровна Смирнова, процедура расторжения государственного контракта на сегодняшний день является достаточно регламентированной и формализованной. Однако на практике вызывает сложности вопрос о допустимости немотивированного одностороннего отказа от государственного контракта.

Роман Сергеевич Бевзенко делится своим мнением о том, почему в рамках публичного контракта объясним запрет на немотивированный односторонний отказ.

В завершение разговора юристы рассуждают над темой правовой природы государственного контракта и говорят о перспективах развития контрактной системы в Российской Федерации.

Комментируемые нормы права
Дополнительные материалы
Дополнительная информация