Инициативу отслеживания передвижений курьеров выдвинули специалисты департамента транспорта Москвы, Центра организации дорожного движения и крупнейшие игроки рынка доставки.
О стандарте
Предполагается, что в новые правила работы рынка курьерской доставки войдет система регистрации и учета сотрудников этой сферы, которая поможет контролировать время работы, перемещения и другие параметры. Также курьеров могут обязать выучить и знать правила дорожного движения, которые будут проверять путем единого тестирования, а ID сотрудников доставки начнут фиксировать городские камеры.
Единый стандарт также поспособствует более тесной взаимосвязи между городскими властями и дарксторами (магазинами-складами, которые выдают товары для онлайн-покупок и недоступны для обычных покупателей - Ред.). Они смогут совместно сверять планы открытия новых складов для формирования заказов и создавать вокруг этих помещений транспортную инфраструктуру. Изменения носят больше саморегулируемый и договорной характер, чем законодательный. Однако, по словам одного из представителей службы доставки, в настоящее время разрабатываются нормативно-правовые документы, предусматривающие в том числе регулирование деятельности курьеров.
Стоит отметить, что вопрос о новых правилах и контроле не был односторонним. Специалисты департамента транспорта Москвы и Центра организации дорожного движения вели диалог с крупнейшими участниками рынка курьерской доставки.
Плюсы и минусы
Деятельность компаний, оказывающих курьерские услуги, важно привести к единым стандартам. И создание системы контроля работы курьеров — важный шаг для регулирования и развития этой отрасли, считает заместитель генерального директора по коммерции службы доставки Dalli Екатерина Анциферова. Но эта инициатива, как и любая другая, может иметь как положительные, так и отрицательные стороны.
Спикер отмечает, что возможность отслеживать и контролировать деятельность курьеров поможет предотвратить возможные риски и проблемы в доставке, обеспечить более надежную работу в этой сфере, а также обезопасить клиентов.
«Курьеры начнут осознавать ответственность за свою работу, понимая, что их деятельность отслеживается и контролируется», — считает эксперт.
Юрист адвокатского бюро Asterisk Вячеслав Климов предполагает, что контроль за знанием курьерами ПДД, их основными персональными данными и перемещением значительно снизит вероятность как ДТП, так и совершение сотрудниками правонарушений и преступлений. Развитие же городской инфраструктуры вокруг складов с товарами сделает доставку быстрее и удобнее.
«Если говорить про курьерские службы, в которых работники используют личную машину или автомобиль компании, то, как правило, внутри организаций выстроен тщательный контроль работы курьеров. У них уже сложились высокие внутренние стандарты сервиса и качества предоставляемых услуг, в том числе касаемо работы курьеров, потому что они конкурируют на рынке за каждого клиента», — отметила Екатерина Анциферова.
Нововведения могут привнести и отрицательные результаты. Например, на рынке доставки Вячеслав Климов предсказывает кадровый голод. Связан он с тем, что не все работники захотят делиться своими персональными данными и другой информацией. Особенно, отмечает специалист, не захотят этого делать мигранты, часть из которых находится в стране нелегально.
В минусы попадают риск утечки персональных данных, рост стоимости на соответствующие услуги, а также появление на рынке курьерской доставки «сомнительных» сервисов без какого-либо контроля, как альтернатива «официальным». Чтобы компании, занимающиеся доставкой, могли себя обезопасить от незаконного разглашения персональных данных, им необходимо усилить компьютерную безопасность, ввести серьезный внутренний кадровый контроль, а также увеличить размер санкций за утечку данных.
Почему правила нужны?
Действительно, на городских дорогах доля курьеров на средствах индивидуальной мобильности (СИМ) и машинах растет. И как показывает практика, доставщики могут «навести шума» не хуже других участников дорожного движения.
Так, один из сотрудников курьерской доставки в Забайкальском крае летом 2023 года стал участником ДТП, в котором пострадало шесть машин. К счастью, обошлось бех жертв.
В Петербурге 4 марта 2024 года курьер на велосипеде попал под грузовик. Объектив камеры наблюдения зафиксировал, как мужчина на велосипеде с сумкой на плечах решил пересечь дорогу перед фурой. Встреча оказалась смертельной.
Вместе со службами доставки пришли проблемы не только дорожные, но и личного характера. Порой курьеры не прочь перейти с клиентами с рабочего диалога на интимный. Так, одна из девушек, заказав еду у одного из крупнейших сервисов по доставки еды в России, наткнулась на то, что ее персональные данные смог использовать другой человек, а именно – сотрудник компании. Мужчина сначала написал в мессенджер девушке с предложением познакомиться, так как она ему очень понравилась, а после и вовсе начал атаковать клиентку звонками.
При этом, как отмечают эксперты «Сферы», утечек персональных данных в настоящее время избежать непросто. «Подтверждением этому являются регулярные разглашения данных пользователей в различных фирмах, в том числе и крупных (СБЕР, Яндекс и другие). Причинами утечек является не только деятельность хакеров-мошенников, но и преступный умысел самих сотрудников этих компаний», — резюмировал Вячеслав Климов.