Речь идет о Программе льготного кредитования МСП (Программе «1764») и инвестиционной программе для бизнеса из приоритетных отраслей.
Такая помощь для МСП исходит из федерального бюджета. Если отмена программы льготного кредитования найдет поддержку и ее реализуют, то затраты бюджета ограничатся только продолжением субсидирования уже выданных кредитов. Это потребует 150 млрд рублей. Сохранение же программы на шесть лет будет стоить 370 млрд рублей, из которых на новые выдачи будет направлено 220 млрд рублей. Это позволит предоставить кредитов МСП на сумму около 2 трлн рублей.
Субсидирование ставок по льготному кредитованию — одна из самых важных мер поддержки, особенно для малого бизнеса. На текущий момент ставки на рынке высокие, а для некоторых предпринимателей льготная ставка — это единственная возможность взять кредит, который будет для них подъемным.
«Отмена льгот может отпугнуть начинающих предпринимателей, отодвинуть их планы по открытию бизнеса на годы вперед, пока ставки, согласно прогнозу регулятора, не снизятся», – отмечает руководитель Центра малого и среднего бизнеса АО «Свой Банк» (Группа IDF Eurasia) Сергей Витковский.
Но представители МСП могут найти альтернативу. Например, поднимать бизнес за свои собственные средства, найти поддержку инвесторов, в конце концов, воспользоваться краудфандингом и заполучить отдельные гранты. Но все же они не могут полностью заменить привычный механизм финансирования посредством кредитования.
«Что касается уже действующих предприятий, то им практически некуда деваться. Бизнесу деньги нужны и для текущих операций, и для дальнейшего роста, и для погашения предыдущих кредитов. Несмотря на ставки бизнес как занимал средства, так и продолжит занимать», – сказал Сергей Ситковский.
Можно ожидать, продолжает эксперт, дальнейшего роста в сегменте залогового кредитования. За счет наличия залога в целом повышаются шансы на получение кредита, поскольку банки тщательно проверяют субъекты МСП из-за более высоких рисков кредитоспособности. Также в случае оформления таких займов кредитные организации готовы предложить более выгодные условия.
Что же касается банков, то кредитным организациям и вовсе не выгодно быть участниками программы по льготному кредитованию. Субсидирование не покрывает риски и потери маржинальности.
«На рынке уже заметно снижение доли льготных кредитов и процента одобрения таких. Можно предположить, что некоторым банкам станет проще, если невыгодные для них программы отменят», — резюмирует специалист.
Альтернативные варианты поддержки МСП не смогут до конца заменить привычный механизм финансирования посредством кредитования. В отсутствие накоплений или готовых к рискам инвесторов станет намного сложнее открыть свой бизнес. В результате предлагаемый инструмент — сворачивание программы льготного кредитования — может снизить общий уровень предпринимательской активности в стране.