Следователь против
То, как судьба адвоката сложится после оправдательного приговора, зависит от многих факторов. Например, от характера дела и определенных действий со стороны представителя правосудия в том или ином разбирательстве. Одним из главных «препятствий» на пути в достижении цели или конкретных адвокатских действий, например общение с клиентом, является следователь. Процессуальный оппонент, который расследует дело или уже закончил выполнение следственных действий, приступает к ознакомлению материалов уголовного дела в порядке статьи 217 Уголовного Кодекса РФ.
«Вот тут, по мнению следователя, у него есть почему-то полномочия диктовать или напирать на защитника, как ему реализовывать свое право на ознакомление с материалами дела. Понятно всем, что это не право, а обязанность следователя ознакомить защитника с материалами дела. А вот как знакомится с этими данными, в какой последовательности, в каком порядке и как определить эту тактику – абсолютное право адвоката», – рассказал вице-президент Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, президент Адвокатской палаты Ленинградской области Денис Лактионов в рамках Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ).
Лактионов продолжает, что риск в работе адвоката может появиться из-за изначально плохих отношений со следователем, когда у обоих участников дела уже возник конфликт к друг другу. Иногда ситуации накаляются и на адвоката пишут заявления, чтобы привлечь его к дисциплинарной ответственности, которая не всегда бывает до конца обоснована.
«Хочется, чтобы коллеги из Минюста обратили внимание на то, что следователи никаким образом не имеют права определять, каким образом адвокат будет знакомиться (с делом – прим. Редакции), у них нет», – добавил президент Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации.
Если адвокату и удалось пробиться к материалам дела, то для него устанавливают порой определенный срок для изучения, а иногда и даже место. В свободном формате защитники посмотреть материалы иногда просто не могут. За границей, рассказывает Денис Лактионов, есть практика копирования дел и дальнейшее предоставление копий адвокату (бумажно или электронно). В России можно столкнуться с моментами, когда защищающей стороне приходится фотографировать выданные бумаги.
Гражданско-паровое поле
В гражданско-паровом поле есть масса различных разбирательств. Например, взыскание необработанного гонорара, взыскание убытков, взыскание безосновательного обогащения.
«Достаточно распространенными в судебной практике стали формулировки из серии «клиент не обязан выплачивать не оказанную или оказанные ему некачественные юридические услуги». С этим риском связан и риск отказа о взыскании гонорара. Адвокаты и юристы достаточно часто вынуждены прибегать к процедуре по защите своих прав», – отметил Вице-президент Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, президент Адвокатской палаты Воронежской области Олег Баулин.
Часто адвокат может столкнуться с риском потери гонорара или его снижении. Представитель права может столкнуться с риском оспаривания сделок. Олег Баулин отмечает, что все это носит системный характер.
«Адвокатскому сообществу действительно надо противостоять против таких рисков. Способы защиты от них различные. Методы борьбы могут иметь некий частный характер, быть направленными на решение отдельных вопросов. Здесь очень сильно помогают разъяснения комиссии по этике и стандартам по различным вопросам. Сильно помогают и методические публикации адвокатов», – добавил эксперт. Есть и корпоративный способ противодействия профессиональным рискам такого цивилистического характера, и дисциплинарного, и уголовно-проворного характера.
Для урегулирования проблемы, связанной с рисками адвокатской деятельности, необходимо, замечает эксперт, подготовить методические рекомендации по вопросу минимизации профессиональных рисков адвокатов. Здесь же сделать акцент на разработке критериев качества юридической помощи, которые можно представить в виде стандартов, содержащих определенные наборы, последовательности действий адвоката в определенных сферах практики по оказанию определенных видов юридической помощи.
«Хотел бы обратить внимание на то, что традиционно критерием качества возмездной услуги считается удовлетворенность потребителя. Этот критерий совершенно не подходит к нам только в силу своего субъективного характера. Поэтому критерий качества может быть объективным, он должен выражаться в определенной последовательности действий, которые адвокат должен совершить», – акцентировал вице-президент Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации.
В Комиссию ФПА РФ, заявил Управляющий партнер Юридической компании «Пепеляев Групп» Сергей Пепеляев, уже передан проект Стандарта качества юридических услуг. Медлить с разработкой проекта, считает он, не стоит.
Клиент не всегда прав
Еще одним фактором риска в адвокатской деятельности является – доверитель. Адвокат Московской коллегия адвокатов «Каганер и партнеры» Константин Ривкин назвал ярких представителе клиентов адвоката, которые порой значительно могут усугубить положение дел.
Существуют доверители, которые несут организационно-финансовые риски. Например, клиент отказывается платить деньги. Они считаются весьма безобидными. Следующие – доверители с тактико-психологические рисками. Здесь речь идет о тех гражданах, которые не доверяют своему защитнику, всячески обманывают его, а также не соглашаются со стратегией адвоката и его тактикой. Самыми опасными для представителя права являются клиенты, которые могут своими действиями «затащить» адвоката под уголовную ответственность.
Разновидностей клиентов, создающих определенные риски для адвокатов, много: неплательщики, эксплуататоры, дающие большое количество поручений защитнику, самозащитники, которые могут дойти вплоть до составления правовых документов, а также романтики, недооценивающие сложности правоприминительной практики и торопящие события.
На грани и за ней
Люди, далекие от правовых взаимоотношений, судов и всей адвокатской «кухни», часто соединяют доверителя и его защитника в единое целое. Так, считает президент Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации Светлана Володина, делать ни в коем случае нельзя. Такое отождествление несет губительный характер и может привести к тому, что слушатели дела или кто бы то не было другой может нанести вред адвокату и даже лишить его жизни, решив, что если тот защищает, по их мнению, виновного, то защитник также причастен, например, к уголовному делу и является как бы таким же «преступником».
Внутри адвоката
Конечно, не обходится и без личных качеств и стремлений адвоката, а также его профессиональности. Президент ФПА РФ Светлана Володина отметила, что защитники могут создать риск для своей деятельности, если не обладают профессионализмом, злоупотребляют правом, компрометируют себя своими же действиями, а также выходят за рамки закона. Светлана Володина отметила, если проблема определена и понятна, то ее можно решить.