Для начала, не нужно уважать собеседника и знать, как его зовут, в каком издании он работает и на каких темах специализируется. Это излишне. Если вдруг пишущий про медицину журналист не рад сообщению о поправках в процессуальные кодексы, а «нефтяной» корреспондент не разделяет ваш восторг от узаконивания гонорара успеха для адвокатов, немедленно оскорбитесь. Ведь эта новость важна для вас, да и для всей страны, почему он отказывается писать об этом?! Не принимайте отказа написать статью по вашему инфоповоду, требуйте подробного объяснения причин. Недостаточно интересная новость – это не ответ.
Если вы хотите прокомментировать какую-то тему, не следует упоминать ваше место работы и то, чьи интересы в данном деле вы представляете. Это лишняя информация для журналиста. Пусть он узнает о существующем конфликте интересов уже после выхода статьи в печать. Не следует также оговаривать вашу собственную специализацию. Оставьте себе простор для действий. Например, если вы представляете интересы клиентов в уголовных делах, но вас просят дать комментарий по гражданскому спору, вы всегда можете прокомментировать ситуацию, абсолютно не зная судебной практики по ней, просто ткнув пальцем в небо. Даже если и не угадаете, главное же, чтобы комментарий за вашей подписью был размещен в СМИ. И пусть профильные юристы завидуют вашей удаче и количеству публикаций с вашим именем! Да, непременно требуйте указания всех ваших должностей, наград и премий, а также предыдущих мест работы. Подумаешь, что у газеты ограничен строкаж статьи – пусть половину текста займут ваши регалии, вы этого заслуживаете.
Все знают, что краткость – сестра таланта, а детали являются лишними в пресс-релизе. Напишите журналисту просто, что случилось нечто важное. Если он профессионал – сам догадается, что именно произошло. В конце концов он может позвонить вам за уточнением обстоятельств, ведь это ему нужны новости, а не вам. Для экстренной связи всегда оставляйте только городской телефон, по которому можно дозвониться, лишь зная внутренний номер абонента. Никаких мобильных, никаких соцсетей и мессенджеров, ведь это слишком быстрые способы коммуникации, а вы, в отличие от ежедневной газеты, никуда не торопитесь. Как известно, дедлайн – это выдумка журналистов и всего лишь предлог, чтобы заставить вас работать быстрее. На самом деле редакции газеты не важно, во сколько вы пришлете обещанный документ или комментарий – типография же работает круглосуточно.
Обещайте эксклюзив сразу нескольким изданиям и отдавайте всем в один день. Ведь эксклюзивность – это не значит, что кто-то первый об этом напишет. Вашу репутацию это не испортит, журналисты же не читают статьи коллег и не общаются между собой. Если ваша позиция в судебном деле не слишком устойчива – лгите, искажайте информацию, не досказывайте факты, ведь спросить мнение другой стороны спора журналист не догадается.
В качестве юридического комментария достаточно скопировать статью закона и подписать ее своим именем, не объясняя, почему здесь применяется именно эта норма и каких последствий для практики можно ожидать. Журналист, особенно пишущий на юридические темы, очевидно, не знает про существование Консультанта Плюс, а если и знает, то наверняка не умеет им пользоваться. Присылаемые от СМИ вопросы, на самом деле, задаются просто в воздух и являются риторическими.
Не соблюдайте договоренности: если вы пообещали подготовить комментарий к шести часам, не торопитесь – присылайте его в семь вечера, а лучше утром следующего дня. И конечно, письменный комментарий вовсе не означает, что вы согласны со всем, что в нем сказано. Требуйте заново согласовать все цитаты, а в последний момент перепишите предложение с тем же смыслом, но другими словами. Скажите, что вас осенила гениальная идея, которая в корне меняет дело.
Следуя этим советам, вы не только увеличите свою цитируемость в СМИ, но и приобретете репутацию надежного и профессионального человека, к которому будет счастлив обратиться любой журналист. Дерзайте!