От журналиста – юристу: типичные ошибки в работе с печатными СМИ

Для успешного взаимодействия с журналистом, особенно работающим в ежедневном печатном издании, юристу следует знать несколько правил. Кому-то они могут показаться очевидными, но, поверьте, я и мои коллеги постоянно сталкиваемся с непониманием ньюсмейкеров и спикеров на этот счет. Замечено, что информация воспринимается лучше на живых примерах, поэтому рекомендации изложены в формате вредных советов о том, как не стоит поступать, а выводы пусть каждый делает сам.
Время прочтения: 4 минуты

Для начала, не нужно уважать собеседника и знать, как его зовут, в каком издании он работает и на каких темах специализируется. Это излишне. Если вдруг пишущий про медицину журналист не рад сообщению о поправках в процессуальные кодексы, а «нефтяной» корреспондент не разделяет ваш восторг от узаконивания гонорара успеха для адвокатов, немедленно оскорбитесь. Ведь эта новость важна для вас, да и для всей страны, почему он отказывается писать об этом?! Не принимайте отказа написать статью по вашему инфоповоду, требуйте подробного объяснения причин. Недостаточно интересная новость – это не ответ.

Если вы хотите прокомментировать какую-то тему, не следует упоминать ваше место работы и то, чьи интересы в данном деле вы представляете. Это лишняя информация для журналиста. Пусть он узнает о существующем конфликте интересов уже после выхода статьи в печать. Не следует также оговаривать вашу собственную специализацию. Оставьте себе простор для действий. Например, если вы представляете интересы клиентов в уголовных делах, но вас просят дать комментарий по гражданскому спору, вы всегда можете прокомментировать ситуацию, абсолютно не зная судебной практики по ней, просто ткнув пальцем в небо. Даже если и не угадаете, главное же, чтобы комментарий за вашей подписью был размещен в СМИ. И пусть профильные юристы завидуют вашей удаче и количеству публикаций с вашим именем! Да, непременно требуйте указания всех ваших должностей, наград и премий, а также предыдущих мест работы. Подумаешь, что у газеты ограничен строкаж статьи – пусть половину текста займут ваши регалии, вы этого заслуживаете.

Все знают, что краткость – сестра таланта, а детали являются лишними в пресс-релизе. Напишите журналисту просто, что случилось нечто важное. Если он профессионал – сам догадается, что именно произошло. В конце концов он может позвонить вам за уточнением обстоятельств, ведь это ему нужны новости, а не вам. Для экстренной связи всегда оставляйте только городской телефон, по которому можно дозвониться, лишь зная внутренний номер абонента. Никаких мобильных, никаких соцсетей и мессенджеров, ведь это слишком быстрые способы коммуникации, а вы, в отличие от ежедневной газеты, никуда не торопитесь. Как известно, дедлайн – это выдумка журналистов и всего лишь предлог, чтобы заставить вас работать быстрее. На самом деле редакции газеты не важно, во сколько вы пришлете обещанный документ или комментарий – типография же работает круглосуточно.

Обещайте эксклюзив сразу нескольким изданиям и отдавайте всем в один день. Ведь эксклюзивность – это не значит, что кто-то первый об этом напишет. Вашу репутацию это не испортит, журналисты же не читают статьи коллег и не общаются между собой. Если ваша позиция в судебном деле не слишком устойчива – лгите, искажайте информацию, не досказывайте факты, ведь спросить мнение другой стороны спора журналист не догадается.

В качестве юридического комментария достаточно скопировать статью закона и подписать ее своим именем, не объясняя, почему здесь применяется именно эта норма и каких последствий для практики можно ожидать. Журналист, особенно пишущий на юридические темы, очевидно, не знает про существование Консультанта Плюс, а если и знает, то наверняка не умеет им пользоваться. Присылаемые от СМИ вопросы, на самом деле, задаются просто в воздух и являются риторическими.

Не соблюдайте договоренности: если вы пообещали подготовить комментарий к шести часам, не торопитесь – присылайте его в семь вечера, а лучше утром следующего дня. И конечно, письменный комментарий вовсе не означает, что вы согласны со всем, что в нем сказано. Требуйте заново согласовать все цитаты, а в последний момент перепишите предложение с тем же смыслом, но другими словами. Скажите, что вас осенила гениальная идея, которая в корне меняет дело.

Следуя этим советам, вы не только увеличите свою цитируемость в СМИ, но и приобретете репутацию надежного и профессионального человека, к которому будет счастлив обратиться любой журналист. Дерзайте!

Рекомендуем

Статья

Несекретная секретность: нюансы нового приказа ФСБ

В силу вступил приказ ФСБ, который запрещает разглашать сведения о военной и военно-технической деятельности России. Спецслужба внесла в документ 60 пунктов, которые иностранные источники могут использовать против безопасности страны. Они не считаются гостайной или секретной информацией, но, по мнению ведомства, могут сыграть на пользу зарубежным спецслужбам. Часть рядовых граждан и СМИ посчитала, что приказ подразумевает тотальный запрет и санкции за любое упоминание военных действий или армии РФ. «Сфера» вместе с юристами разбиралась, так ли все на самом деле.

Статья

Ипотека под 7% и 4,5 года за контрабанду крабов: главные новости уходящей недели

Ставка по льготной ипотеке снижена до 7 процентов. Минцифры и ФАС проверят повышение тарифов Tele2 в два раза. Сахалинского депутата осудили на 4,5 года за контрабанду крабов. Обзор главных событий — в традиционном дайджесте «Сферы».

Наказание за побои и старт ПМЭФ: главные новости уходящей недели

В России принят закон об ужесточении ответственности за побои. Детям до 18 хотят запретить управлять электросамокатами. В Санкт-Петербурге начал работу международный экономический форум. Обзор главных событий — в традиционном дайджесте «Сферы».

Нужно хоть что-то написать