Осторожно, реклама! Коротко о ключевых изменениях, с которыми столкнулись российские рекламодатели

Закон «О рекламе» стал одним из самых обсуждаемых нововведений за последние пару месяцев. Роскомнадзор даже опубликовал разъяснение с ответами на 87 самых частотных вопросов, однако уровень беспокойства это едва ли снизило. О чем же все-таки новый закон и что изменится для российских рекламодателей — рассказала в авторской колонке юрист Юлия Козявина.
Время прочтения: 7 минут

1 сентября 2022 года вступил в силу закон, в соответствии с которым все участники рынка будут обязаны передавать данные о размещаемых в Интернете креативах в Единый Реестр Интернет-Рекламы (ЕРИР). Реализация данной задачи возлагается на операторов рекламных данных, которые будут регистрировать рекламные кампании. В качестве координатора системы выступает Роскомнадзор.

Если попробовать описать новый закон тезисно, то можно выделить следующие основные моменты:

  1. Роскомнадзор создает единый реестр интернет-рекламы;
  2. Каждый рекламный объект будет обладать специальным кодом, по которому можно будет его отследить;
  3. Сбором и обработкой данных о рекламе будут заниматься новые субъекты- операторы рекламных данных (ОРД);
  4. Все изменения не затрагивают социальную рекламу;
  5. Рекламу, которая будет размещена на территории России, должны будут маркировать и российские, и иностранные компании. Если реклама будет показываться за пределами страны, маркировать и отчитываться по ней не нужно.

По факту рекламораспространителю каждого креатива нужно будет обмениваться информацией с оператором рекламных данных как минимум два раза. Первый — до размещения рекламы, чтобы зарегистрировать объявление, второй — через 20 календарных дней после запуска рекламы для передачи информации о показах.

В чем, по сути, изменится деятельность рекламодателей и рекламораспространителей? Во-первых, каждый рекламный материал будет обладать специальной пометкой, которая идентифицирует креатив как рекламу, а также указывает информацию о рекламодателе. Маркер будет расположен буквенно-цифровой строкой в кликовой ссылке и в меню adChoice (всплывающие окна). Во-вторых, информацию о каждом креативе нужно предоставлять в Роскомнадзор (РКН) напрямую или через оператора рекламных данных, с помощью отдельно разработанного ПО. Непосредственные участники рынка предоставляют информацию через ЕСИА.  

Само по себе содержание рекламы существенно не изменится, для потребителя рекламного продукта основными отличиями будут лишь небольшие значки с указанием сведений о маркировке.

Для рекламодателей и рекламораспространителей, нарушившим требования данного закона, основным негативным последствием могут быть названы штрафы. Для физических лиц: от 2000 до 2500 рублей. Для юридических лиц: от 100 до 500 тысяч рублей. Выявлением немаркированной рекламы занимаются Роскомнадзор и ФАС. Учитывая, что до 31 октября 2022 года будет длиться переходный период, то с 1 ноября 2022 года штрафы начнут активно применяться. 

Относительно того, будут ли распространяться данные требования на блогеров, сейчас идет объемная дискуссия среди специалистов в рекламной сфере. В большинстве случаев эксперты сходятся на том, что блогерам также стоит соблюдать положения закона в своей деятельности. В случае, если имеет место рекламная интеграция, то маркировке будут подлежать креативы каждого из блогеров, для того чтобы прослеживалась полная цепочка участников рекламной кампании.

Какие основные выводы следует сделать?

  1. Новый закон касается только коммерческой рекламы, которая показывается на территории России. Затрагивает и российских, и зарубежных рекламодателей и рекламораспространителей.
  2. Маркировка рекламы, по сути, является получением токена для каждого рекламного креатива, а не простановкой пометки «реклама» и информации о рекламодателе на баннерах в сети Интернет.
  3. В цепочке рекламной деятельности появляется новый субъект — ОРД, или оператор рекламных данных. Ему будут передавать личные данные рекламодателя, а также договоры, цены и статистику по каждому рекламному креативу.
  4. Маркировке подлежат рекламные посты в соцсетях, контекстная реклама, баннеры на сайтах, видеоролики у блогеров. Нет необходимости маркировать смс-, пуш и e-mail рассылки.
  5. Несмотря на то, что закон уже вступил в силу, урегулирование отношений в данной сфере остается крайне расплывчатым, в связи с чем установлен переходный период до 31 октября 2022 года, на протяжении которого не будет применяться ответственность за нарушения требований закона.

Источник изображения: freepik.com

Рекомендуем

Статья

Следите за языком: в России усиливают контроль за бранной лексикой

С просьбой составить четкий список слов, которые нельзя использовать в СМИ, в Роскомнадзор обратились представители Торгово-промышленной палаты (ТПП). Они ссылаются на многочисленные жалобы телеканалов и радиостанций, которые утверждают, что регулярно выплачивают штрафы за произнесенные в эфирах слова. При этом отсутствуют четкие правила, что считать бранью, а что нет. «Сфера» разбиралась в границах «великого и могучего» и как обычные слова превращаются в нецензурные.

Статья

Россия невиртуальная: граждан хотят лишить сервисов подмены виртуальных номеров

Роскомнадзор готовится включить сервисы аренды и подмены виртуальных номеров в список национальных угроз. Такое решение поможет снизить количество мошеннических звонков, спама и нежелательной рекламы, считают в ведомстве. В то же время, если законопроект будет принят, то уже с весны 2024 года россияне лишаться возможности покупки таких «анонимайзеров». Как следствие, не смогут регистрироваться и оплачивать доступ на зарубежные сервисы: онлайн-кинотеатры, криптовалютные биржы, нейросеть GPT Chat и другие. Какая ответственность может грозить за покупку и использование подменного номера, снизит ли запрет количество спама или наоборот даст толчок для появления новых мошеннических схем, разбиралась «Сфера».

Авторский взгляд

Неблагородные разбойники или Как защитить интеллектуальную собственность от «коллективизации»

LF Академия, являясь правообладателем, задумалась о защите своих авторских прав, когда созданные долгим трудом образовательные онлайн-курсы начали «утекать» в сети сайтов-нарушителей, а уровень продаж упал. Как можно и нужно бороться со складчиками? Поделимся своим юридическим опытом.

Нужно хоть что-то написать