1 сентября 2022 года вступил в силу закон, в соответствии с которым все участники рынка будут обязаны передавать данные о размещаемых в Интернете креативах в Единый Реестр Интернет-Рекламы (ЕРИР). Реализация данной задачи возлагается на операторов рекламных данных, которые будут регистрировать рекламные кампании. В качестве координатора системы выступает Роскомнадзор.
Если попробовать описать новый закон тезисно, то можно выделить следующие основные моменты:
- Роскомнадзор создает единый реестр интернет-рекламы;
- Каждый рекламный объект будет обладать специальным кодом, по которому можно будет его отследить;
- Сбором и обработкой данных о рекламе будут заниматься новые субъекты- операторы рекламных данных (ОРД);
- Все изменения не затрагивают социальную рекламу;
- Рекламу, которая будет размещена на территории России, должны будут маркировать и российские, и иностранные компании. Если реклама будет показываться за пределами страны, маркировать и отчитываться по ней не нужно.
По факту рекламораспространителю каждого креатива нужно будет обмениваться информацией с оператором рекламных данных как минимум два раза. Первый — до размещения рекламы, чтобы зарегистрировать объявление, второй — через 20 календарных дней после запуска рекламы для передачи информации о показах.
В чем, по сути, изменится деятельность рекламодателей и рекламораспространителей? Во-первых, каждый рекламный материал будет обладать специальной пометкой, которая идентифицирует креатив как рекламу, а также указывает информацию о рекламодателе. Маркер будет расположен буквенно-цифровой строкой в кликовой ссылке и в меню adChoice (всплывающие окна). Во-вторых, информацию о каждом креативе нужно предоставлять в Роскомнадзор (РКН) напрямую или через оператора рекламных данных, с помощью отдельно разработанного ПО. Непосредственные участники рынка предоставляют информацию через ЕСИА.
Само по себе содержание рекламы существенно не изменится, для потребителя рекламного продукта основными отличиями будут лишь небольшие значки с указанием сведений о маркировке.
Для рекламодателей и рекламораспространителей, нарушившим требования данного закона, основным негативным последствием могут быть названы штрафы. Для физических лиц: от 2000 до 2500 рублей. Для юридических лиц: от 100 до 500 тысяч рублей. Выявлением немаркированной рекламы занимаются Роскомнадзор и ФАС. Учитывая, что до 31 октября 2022 года будет длиться переходный период, то с 1 ноября 2022 года штрафы начнут активно применяться.
Относительно того, будут ли распространяться данные требования на блогеров, сейчас идет объемная дискуссия среди специалистов в рекламной сфере. В большинстве случаев эксперты сходятся на том, что блогерам также стоит соблюдать положения закона в своей деятельности. В случае, если имеет место рекламная интеграция, то маркировке будут подлежать креативы каждого из блогеров, для того чтобы прослеживалась полная цепочка участников рекламной кампании.
Какие основные выводы следует сделать?
- Новый закон касается только коммерческой рекламы, которая показывается на территории России. Затрагивает и российских, и зарубежных рекламодателей и рекламораспространителей.
- Маркировка рекламы, по сути, является получением токена для каждого рекламного креатива, а не простановкой пометки «реклама» и информации о рекламодателе на баннерах в сети Интернет.
- В цепочке рекламной деятельности появляется новый субъект — ОРД, или оператор рекламных данных. Ему будут передавать личные данные рекламодателя, а также договоры, цены и статистику по каждому рекламному креативу.
- Маркировке подлежат рекламные посты в соцсетях, контекстная реклама, баннеры на сайтах, видеоролики у блогеров. Нет необходимости маркировать смс-, пуш и e-mail рассылки.
- Несмотря на то, что закон уже вступил в силу, урегулирование отношений в данной сфере остается крайне расплывчатым, в связи с чем установлен переходный период до 31 октября 2022 года, на протяжении которого не будет применяться ответственность за нарушения требований закона.
Источник изображения: freepik.com