Новые договоренности: Минцифры хочет повторить опыт ЕС и Apple

В Госдуме на весенней сессии планируют обсудить законопроект, который обяжет Apple разрешить устанавливать сторонние приложения. О такой необходимости в России заговорили еще в декабре 2022 года. При этом мировая компания уже пошла на подобные уступки, но пока только в рамках Евросоюза. Возможно ли сотрудничество с Apple в РФ — в материале «Сферы».
Время прочтения: 6 минут

Apple ушла из России еще в марте 2022 года. Но юридическое лицо ООО «Эпл Рус» продолжает существовать в стране, но с определенными финансовыми ограничениями. Например, сделки с долями, выплаты дивидендов в подобных компаниях осуществляется только с разрешения Правительственной комиссии.

Руководитель практики Цифровое и IT-право компании «Лемчик, Крупский и Партнеры» Екатерина Соколова замечает, что у компании Apple есть очевидная заинтересованность присутствовать на российском цифровом рынке. У пользователей продукции до сих пор есть такие «привилегии», как пополнение счетов  Apple ID  через мобильных операторов. Также компания позволила российским разработчикам добавлять приложения и ссылки на внешние ресурсы. Этим пользуются неподсанкционные компании, размещая новые и поддерживая старые приложения.

Ожидается, что на весенней сессии депутаты Госдумы рассмотрят инициативу Минцифры, которое намерено обязать Apple разрешить установку приложения из сторонних магазинов.

«Если новый закон будет принят, на устройства под управлением iOS можно будет устанавливать приложения, которых нет в AppStore, и оплачивать покупки, минуя оплату через официальный магазин приложений. Также разработчики маркетплейсов получат доступ ко внутренним системным опциям наравне с фирменными приложениями. Речь, в том числе, об изменении настроек по умолчанию, сборе статистики и разрешениях приложений», — сообщает официальный телеграм-канал Минцифры. 

Опрошенные «Сферой» эксперты говорят о том, что предугадать конкретную реакцию заграничной компании сложно. Apple в равной степени может пойти на уступки, а может и не согласиться на определенные условия, сославшись на то, что реализовать процесс внедрения в систему сторонних приложений технически невозможно именно на российском рынке.

Предполагается, что под регулирование Минцифры попадут как владельцы мобильных систем и операторы магазинов, так и производители устройств. Все приложения будут устанавливаться на равных условиях.

В Евросоюзе закон о цифровых рынках Digital Markets Act (DMA) вступил в силу с ноября 2022 года, по которому Apple обязали расширить установку сторонних приложений. Но только с 6 марта 2024 года все положения вступили в свою законную силу. Apple 25 января представила порядок того, как будет следовать новым нормам, на сайте для разработчиков и в предварительных версиях системы iOS.  

Изменится ли цена на смартфоны?

На стоимость гаджетов могут влиять многие факторы, например, логистические цепочки, банковские издержки и другое.

«Так как компания Apple официально ушла с российского рынка, единообразные розничные цены на технику остались в прошлом. Не думаю, что альтернативные магазины станут основным определяющим фактором, который приведет к повышению стоимости», – отметила Екатерина Соколова.

Напомним, что за 2023 год смартфоны, планшеты и ноутбуки «яблока» выросли в цене на 10-15%.

Что принесет новый закон?

Как отмечают в Apple, что компания может столкнуться с изменениями, которые поставят под угрозу способность Apple вовремя реагировать и предотвращать действия вредоносных приложений на iOS. Чтобы это предотвратить, «яблоко» будет защищать своих пользователей с помощью различных механизмов, в числе которых есть нотариальное заверение приложений для iOS, авторизация для разработчиков приложений и раскрытие информация об альтернативных платежах. Но и это, подчеркивают в компании, полностью не сможет уберечь клиентов от рисков. Но пока закон на стадии обсуждения и не последовало официальной реакции от Apple, все эти нюансы касаются только пользователей из Евросоюза.

Рекомендуем

Статья

«Алло, это спам»: Минцифры хочет запретить массовые рекламные звонки

В августе СМИ сообщили о планах Минцифры внести в Госдуму законопроект о запрете массовых спам-звонков. Его могут принять к рассмотрению до конца текущего месяца. Как новые правила могут сказаться на добросовестных компаниях, рекламирующих свой продукт? Поможет ли инициатива избавится от спама в принципе? И как обезопасить себя от ненужных звонков? «Сфера» разбиралась вместе с экспертами.

Статья

Небезопасная сеть: как правильно собирать персональные данные

Семь из десяти россиян опасаются за безопасность своих данных в сети. Почти половина не уверены в своей способности защитить личные устройства от онлайн-угроз, свидетельствуют данные ВЦИОМ. И делают это неспроста: не все компании могут надежно хранить такую важную информацию. Этим вопросом уже озадачились в Минцифры. Какие нововведения нас ждут и как правильно собирать персональные данные, разбирались с экспертами «Сферы».

Статья

Поиск родственников по ДНК и подорожание вина: какие законы вступают в силу в мае

Лимит бесплатных переводов для граждан между своими счетами увеличат. Пропавших без вести родственников найти станет проще. Для IT-компаний изменят критерий по проверке доли дохода от деятельности. В обзоре «Сферы» — самые важные нововведения мая.

Нужно хоть что-то написать