Использование товарных знаков на сайте

В бизнесе предприниматели часто сталкиваются с различными проблемами и правилами, не соблюдая которые можно потерять и деньги, и лицо. Старший советник по правовым вопросам ООО «Объединенные Пивоварни» Константин Геец на вебинаре Legal Academy рассказал о правилах товарного знака и объяснил, в каких случаях его размещение будет законным, а в каких – нет.

Определение

Понятие «товарный знак» есть в двух статьях ГК РФ – 1225 и 1477. Если обобщать, то определение будет таким: товарный знак – это средство индивидуализации, работы или услуги. Товарный знак может появиться только после его регистрации, то есть после определенных действий Роспатента. Если же регистрации такого знака нет, значит и исключительного права тоже не существует.

Товарный знак может иметь словесный, графический или комбинированный «характер». Словесные обозначения – это часть слова, предложения или даже стиха. К графическому можно отнести изображение и их сочетание, а к последнему типу относится сочетание и слов, и картинки.

Константин Геец замечает, что каждый товарный знак регистрируется для определенных объектов. Но важно понимать, что охрана Роспатента распространяется не на все существующие виды деятельности, товаров или услуг, а только на те, которые есть в свидетельстве. Сформировать перечень товаров, деятельности или слуг помогает Международная классификация товаров и услуг (МКТУ).

Исключительное право

Исключительное право появляется только тогда, когда товарный знак прошел регистрацию. Его сфера действия распространяется только на территории Российской Федерации. Также ограничения есть и по времени действия: срочное – действует 10 лет с возможностью неограниченного продления, и генеричное – право охватывает близкие к обозначению вариации и объекты, в отношении которых знак зарегистрирован.

Среди россиян процедура регистрации товарного знака в начале 2024 года оказалась весьма популярной. Роспатент за январь-февраль зарегистрировал 19,5 тыс. заявлений, а это в 1,5 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

«Тогда было зарегистрировано 13,5 тыс. заявок. А в сравнении с началом 2022-го прирост составил 75,4%. Такая положительная динамика в указанный период отмечается впервые», — сообщил руководитель Роспатента Юрий Зубов.

Чаще всего предприниматели регистрировали товарные знаки в сегментах одежды и обуви, программное обеспечение, электроника и смартфоны; бытовая химия, парфюмерия и косметика, а также печатная продукция и канцелярские принадлежности. По данным Роспатента, Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край и Свердловская область стали самыми активными регионами, где бизнесмены решили зарегистрировать свои товары и услуги официально.

Отметим, что исключительное право является правом имущественным. Это значит, что оно имеет не только разрешительный элемент, но и запретительный.

«Правообладатель с одной стороны может сам использовать товарный знак как пожелает, а с другой стороны он, имея исключительное право, уже запрещает всем третьим лицам использовать его объект. Одним словом: правообладатель может определять судьбу своего товарного знака. Он может не продлевать его по истечению срока, уничтожить его, передать в другие руки и другое», – подчеркнул Константин Геец.

Запрещенные и разрешенные приемы

Недобросовестные бизнесмены могут использовать чей-то товарный знак в угоду своей прибыли. Самыми распространенными запрещенными способами использования являются:

  1. подделка товаров («реплика», «аналог», «копия»);
  2. мимикрия под правообладателя;
  3. отсутствие доказательств оригинальности товара;
  4. использование для собственных товаров и слуг (в том числе параллельного существования).

Использовать товарный знак «легально» можно, если:

  1. исчерпались права правообладателя на товарный знак. Об этом гласит статья 1487 ГК РФ;
  2. имеет место несходное обозначение для идентичных/однородных товаров/услуг;
  3. имеет место тождественное/схожее обозначение для неоднородны товаров (Apple и ЭПЛ);
  4. есть общее употребительное значение (отсутствие ввода товара в гражданский оборот);
  5. есть информационные, описательные цели (отсутствие ввода товара в оборот).

 

Рекомендуем

Авторский взгляд

Новые правила блокировки карт: какие переводы теперь вызывают подозрение

Теперь банки при блокировке карты обязаны сообщать клиенту, из-за нарушения какого именно закона это было сделано. Также обязаны в течение недели рассмотреть пояснения клиента по факту блокировки. Как избежать блокировки? Может ли обычный перевод оказаться под подозрением по «закону о дропперах»? И как доказать, что транзакция с карты на карту была законной? На эти и другие вопросы в авторской колонке ответил Дмитрий Исаков, генеральный директор инвестиционной платформы «Lender Invest».

Статья

Моббинг, боссинг и буллинг: чем грозит нарушение этики в коллективе

Уволить могут даже за оскорбление коллеги. И суды, как правило, поддерживают такие решения — при одном важном условии: в локальных документах компании (например, в правилах внутреннего трудового распорядка) должна быть закреплена обязанность сотрудников соблюдать корректное поведение в отношении коллег и клиентов. Как привлечь коллег к ответственности за оскорбления и как доказать факт случившегося, если всё происходит без свидетелей? Насколько сегодня распространено включение норм корпоративной этики в трудовой договор — и действительно ли это необходимо? В вопросах корпоративной культуры разбирались вместе с экспертами «Сферы».

Статья

Реклама у блогеров — все? Как продвигать услуги, чтобы не нарваться на штраф

Правила работы с интернет-рекламой за последнее время претерпели серьезные изменения. Во-первых, добавился сбор в бюджет в размере 3% с каждой кампании. Во-вторых, продвижение на ресурсах, признанных экстремистскими или нежелательными, оказалось под запретом. «Сфера» выяснила у экспертов, какие важные нюансы нужно знать рекламодателям в 2025 году.

Нужно хоть что-то написать