Большой босс смотрит на тебя: законно ли следить за людьми на работе?

Системы видеонаблюдения, мониторинг сетевого трафика, отслеживание рабочих часов — программных решений для контроля над сотрудниками сегодня очень много. Однако не всегда работодатели, использующие системы слежения, уведомляют об этом подчиненных. Аналогичные ситуации происходят повсеместно: на улицах, в примерочных магазинов и даже в стоматологических кабинетах. «Сфера» выяснила, всегда ли «большой брат» наблюдает за нами на законных основаниях.
Время прочтения: 7 минут

Есть одно «но»

Причин, по которым компания решилась на установку камер видеонаблюдения или «шпионского» программного обеспечения на компьютеры сотрудников, может быть много. Как правило, большинство пытается таким образом избежать корпоративного шпионажа, некоторые работодатели используют полученные данные для оптимизации бизнес-процессов, а кто-то заботится о безопасности.  Например, в случае «нештатной» ситуации, такой как кража личных вещей работника или имущества компании, камеры позволят объективно и беспристрастно определить виновника случившегося.

Однако взять и просто поставить видеокамеры владелец бизнеса не может — защита персональных данных. Для законной установки системы видеонаблюдения работодатель должен соблюсти несколько важных требований. В первую очередь издать в организации положение о системе видеонаблюдения и ознакомить с ним всех работников. В нем должны содержаться следующие данные:

  • ответственные за видеосъемку и исправность записывающего оборудования лица;
  • номера помещений (кабинетов), в которых будут установлены камеры;
  • срок хранения сделанных видеозаписей;
  • цель установки системы видеонаблюдения (какие объекты находятся под контролем системы видеонаблюдения, хозяйственные операции в организации (например, работа с кассовым аппаратом) и другие).

«Если в локальных нормативных актах цель введения видеонаблюдения указана в соответствии с законодательством (способствует обеспечению безопасности, сохранности имущества, контролю качества обслуживания, проверке соблюдения требований по охране труда и технике безопасности, предотвращению и фиксации нарушений), права граждан не нарушаются. Так решит суд», — отмечает в беседе со «Сферой» адвокат, заместитель председателя Московской коллегии адвокатов «Альфа», преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Кирилл Данилов.

Оспорить действующий закон в разное время пытались граждане из разных регионов России. Суд чаще всего занимал сторону работодателя.

«Использование <…> средств видеонаблюдения не нарушает конституционные права работников на неприкосновенность частной жизни <…> поскольку осуществляется в целях, связанных с трудовой деятельностью работников предприятия (с целью обеспечения безопасности, в том числе повышения антитеррористической защищенности), а не для того, чтобы установить обстоятельства частной жизни работников либо их личные или семейные тайны. Кроме того, идентификация работников не требуется, так как их личности известны работодателю и не требуют их обработки», — говорится в решении Ленинского районного суда г. Пензы от 26.03.2020 по делу № 2–500/2020.

Уведомить персонал о запуске системы видеонаблюдения необходимо не позднее, чем за два месяца (требование содержится в статье 74 ТК РФ), подчеркивает Кирилл Данилов. Однако следует помнить о том, что введение видеонаблюдения не меняет сам по себе технологический процесс труда в организации, поэтому не является существенным условием трудового договора.

«Поэтому работодатель не вправе уволить сотрудника, отказавшегося работать «под камерами». Суды признают такие увольнения незаконными (см., например, определение Ульяновского областного суда от 19.02.2019 по делу № 33-836/2019)», — вспоминает юрист.

В помещениях, в которых установлены камеры, нужно разместить соответствующие предупредительные таблички. Следует отметить, что аналогичное регулирование работает и для осуществления аудиозаписей в офисах и на рабочих местах.

Как систему видеонаблюдения работодатель не может использовать в любом случае:

  • в туалетах и раздевалках;
  • скрытно (не уведомив работника под роспись и не размещая информационные таблички);
  • размещая сделанные видеозаписи и фотографии на иностранных серверах (лучше всего такого рода информацию вообще не хранить «в облаке»).

С установкой программного обеспечения для отслеживания действий на компьютерах работников ситуация не так однозначна. Конечно, если ПК являются собственностью работодателя, то он вправе устанавливать любые программы для контроля. Ведь предполагается, что сотрудник не должен использовать компьютеры организации, где он работает, в личных целях.

«В данном случае необходимо получить согласие работника, а условия работы ПО должны соответствовать законодательству РФ и не нарушать права. Например, при удаленной работе довольно часто используют сторонние приложения и сервисы для отслеживания. И как правило, данные положения прописываются в трудовом договоре», — поясняет к.ю.н., доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Оксана Васильева.

Внимание! Вас снимает скрытая камера

Работа — далеко не последнее место, где можно обнаружить скрытую камеру. В 2018 году известный ритейлер off-price магазинов оказался в центре скандала. Один из покупателей обнаружил в примерочной магазина в Петербурге замаскированную и спрятанную камеру видеонаблюдения. Сотрудники магазина отказались признавать данный факт, тогда петербуржец вызвал полицию. В присутствии правоохранителей камеру достали, однако в возбуждении уголовного дела было отказано с формулировкой: «в ходе осмотра кабинок, прилегающей к ним территории [...] каких-либо скрытых камер видеонаблюдения обнаружено не было».

Если видеонаблюдение в торговом центре допускается в интересах общественной безопасности, а также чтобы предотвращать кражи из магазинов, то видеозапись в примерочных по закону не допускается: право на частную жизнь перевешивает интересы общественной безопасности.

«Если владельцы магазинов установили камеры в примерочных комнатах, они нарушают законы», — поясняет Оксана Васильева.

Установка камер в больницах по своему характеру схожа с установкой системы видеонаблюдения на рабочем месте. При этом необходимо соблюсти грань публичных интересов и интересов отдельного лица. Например, установка камер в смотровом кабинете запрещена.

Система распознавания лиц на улице, в метро, а также в других общественных местах является наиболее дискуссионной. Многие эксперты и специалисты весьма скептически относятся к данному нововведению.

 «С другой стороны, это сделано в целях скорейшего отслеживания преступников и предупреждения терактов. А система распознавания лиц в метро еще и предназначена для удобства оплаты проезда», — считает Оксана Васильева.

Законодательство России напрямую не запрещает монтаж и эксплуатацию систем видеонаблюдения в публичных местах. Требований к используемым системам оно также не предусматривает. Однако строго регулируется использование отснятого материала.

В ч. 1 ст. 152.2 Гражданского кодекса РФ указано, что согласие на получение и использование изображения гражданина не требуется, когда наблюдение ведётся в государственных или общественных интересах, в общедоступных местах и на публичных мероприятиях («за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования»); если человек позировал перед камерой на коммерческой основе.

Конечно, отстоять свое право на частную жизнь можно, но сделать это становится все сложнее. Главное помнить, что право идентификации субъектов на видеозаписи имеют лишь сотрудники государственных органов в рамках выполнения оперативно-розыскных мероприятий.

Источник изображения: freepik.com

Рекомендуем

Статья

«Слежка» работодателя за работниками по закону

В каких случаях не считается нарушением прав работника контроль за его телефонными разговорами или местонахождением, запись переговоров с ним на диктофон или установка системы видеонаблюдения в офисе?

Статья

Подарки не отдарки: можно ли вернуть презент после расставания с любимым

Деньги на операцию по увеличению груди, новенький телефон, затраты на ремонт – что только не пытаются отсудить у своих бывших супруги, сожители и просто возлюбленные. Так, недавно Верховный суд отказал гражданину М. в требовании к своей экс-подруге вернуть книги, термос, обувь и другие вещи. «Сфера» собрала самые интересные случаи из практики и выяснила, можно ли все-таки забрать подаренное, если любовь прошла.

Статья

Задавить числом: правила подачи групповых исков

Еще в 2019 году в Гражданский кодекс внесли изменения, благодаря которым физические лица получили возможность подавать в суд групповые (коллективные) иски. «Бум» таких заявлений пришелся на пандемийный период, когда многие россияне остались без заграничных посылок, лишились оплаченных подписок на зарубежные сервисы и потеряли авиабилеты, не получив никакой компенсации. «Сфера» решила «освежить» в памяти читателей правила подачи групповых исков.

Нужно хоть что-то написать