Еще в апреле глава ведомства Максут Шадаев заявил о том, что ведомство планирует внести законопроект, который запрещал бы массовые спам-обзвоны.
«Нам кажется, что сейчас у наших абонентов выработалось очень напряженное отношение к любым коммерческим обзвонам», — сказал министр, выступая на телеком-конференции.
Необходимость в законопроекте назрела давно, подтверждают эксперты.
«Согласно статистике, на каждого абонента приходится в среднем по 10 звонков в месяц. Такое количество спама вызывает у абонентов сильный негатив и недоверие к операторам», — подчеркивает Полина Гаврюшина, юриста-специалист юридической компании i-legal.
За звонок — штраф
Евгений Альтовский, член Правления ОД «Информация для всех» напоминает, что, согласно действующей редакции федерального закона «О рекламе», «распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата».
С апреля месяца этого года в России увеличили штрафы за навязчивые звонки с акциями и спецпредложениями. Они составляют для физлиц — от десяти до 20 тысяч рублей, для должностных — от 20 до 100 тысяч, юрлица заплатят от 300 тысяч до 1 000 000 рублей. Но пока достаточно сложно отличить спам от рекламных обзвонов добросовестных рекламодателей, на которое пользователи дали свое согласие.
Будет ли эффект?
В теории ужесточение регулирования должно привести к уменьшению телефонного спама, полагают эксперты. Однако на данном этапе не ясно, как новые механизмы будут соотноситься с гарантируемой Конституцией РФ тайной связи.
«Регулятору предстоит продумать систему выявления спам-звонков таким образом, чтобы соблюсти баланс между защитой интересов абонентов и соблюдением их прав», — отмечает Полина Гаврюшина.
Оксана Васильева, ю.н., доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации также считает, что эффективность законопроекта будет зависеть от его детальной проработки и поддержки со стороны общества и государства.
А вот Евгений Альтовский говорит о том, что Минцифры со своей инициативой опоздало почти на 20 лет. Спам звонки уже давно запрещены, практика наказания нарушителей наработана годами, в том числе судебная.
«ФАС ежегодно рассматривает сотни, если не тысячи заявлений в отношении спамеров. И есть небольшая, но и не единичная практика взыскания морального вреда через суд», — поясняет эксперт.
Единственное, что реально может предложить Минцифры – это дополнительные механизмы противодействия распространению спама, добавляет Евгений Альтовский.
«Операторы связи прекрасно знают, кто из их клиентов рассылает спам. У них есть право и обязанность пресекать такие рассылки, но деньги операторов интересуют больше. Установив законом ответственность за бездействие, создав действенные механизмы наказания за фактическое пособничество спамерам, Минцифры могло бы вывести борьбу с навязчивой рекламой на новый уровень», — объясняет он.
Рекомендации
Эксперты рассказали «Сфере» как, не дожидаясь принятия нового закона, обезопасить себя от ненужного спама. Оксана Васильева дает следующие рекомендации:
- Используйте определитель номера - многие операторы связи и банки предоставляют такую услугу.
- Установите блокировку нежелательных номеров: в настройках телефона можно заблокировать звонки с конкретных номеров или определенных категорий.
- Используйте специальные сервисы для блокировки спама.
- Обновите операционную систему телефона и приложения: разработчики регулярно добавляют инструменты для борьбы со спамом.
- Не раскрывайте личную информацию и не отвечайте на подозрительные звонки.
Тем, кто несмотря не предпринятые меры часто получает спам-звонки, Полина Гаврюшина рекомендует обратиться с жалобой к оператору связи (на сайте ФАС есть формы, через которые это можно сделать), в территориальный орган ФАС по месту регистрации или в общественную электронную приемную Роскомнадзора.