Legal Talks
Логотип Legal Academy
Логотип Сфера
Лекция

Антимонопольные аспекты ценообразования

54 минуты

Антимонопольное регулирование ценообразования в первую очередь направлено на поддержку конкуренции и ограничение монополизации рынка. Однако в связи с несовершенством антимонопольного законодательства на практике у многих хозяйствующих субъектов возникает ряд вопросов при выстраивании своей внутренней ценовой политики.

Евгений Сергеевич Хохлов делится своими взглядами на суть антимонопольного регулирования ценообразования, рассказывает о практических антимонопольных рисках и о конкретных способах их минимизации.

Формат
Лекция
Итоги

Одной из сфер антимонопольного регулирования, вызывающей на практике много споров и проблем, является ценообразование. С одной стороны, антимонопольное регулирование преследует цель обеспечить эффективное функционирование товарных рынков, с другой стороны, имеющаяся неопределенность антимонопольного законодательства вынуждает многие хозяйствующие субъекты с осторожность принимать те или иные решения в вопросе установления цены.

Евгений Сергеевич Хохлов подробно разбирает антимонопольные аспекты ценообразования и объясняет, в чем суть антимонопольного регулирования цен на товарном рынке. Лектор рассказывает, какие принципы должны служить ориентиром при принятии решения об изменении цен и какие факторы могут быть положены в обоснование справедливости повышения цены на определенный товар.

Также Евгений Сергеевич Хохлов дает полезные практические рекомендации о том, как компаниям следует выстраивать свою внутреннюю ценовую политику, чтобы снизить риски привлечения к ответственности за нарушение законодательства в сфере конкурентного права.

Дата записи: 15 мая 2019 г.
Содержание

Антимонопольные аспекты ценообразования. Введение

Евгений Сергеевич Хохлов предлагает обсудить влияние антимонопольного регулирования на ценообразование. Лектор рассматривает принципы добросовестного ценообразования, внешние и внутренние факторы, а также разбирает тактики снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства.

Антимонопольное регулирование ценообразования: общие вопросы

В вопросах ценообразования антимонопольный орган ориентируется не только на защиту конкуренции, но учитывает и другие интересы государственной политики.

Евгений Сергеевич Хохлов затрагивает тему применения антимонопольных методов в государственной политике тарифного регулирования.

Кроме того, с юридической точки зрения вопрос ценообразования воплощается в различных институтах конкурентного права. Лектор объясняет, как ценообразование находит свое отражение в таких институтах, как злоупотребление доминирующим положением, антиконкурентное соглашение, согласованные действия, координация экономической деятельности.

Также Евгений Сергеевич Хохлов отмечает, что, несмотря на то, что антимонопольное законодательство содержит довольно жесткие ограничения, многие нормы носят неопределенный характер. В связи с этим хозяйствующим субъектам следует взвешивать каждое свое ценовое решение во избежание привлечения к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Принципы добросовестного ценообразования

Как показывает практика, ни одна компания, независимо от прочности ее позиций на рынке, не может себе позволить устанавливать цены без анализа возможных последствий такого решения.

Евгений Сергеевич Хохлов разбирает принципы добросовестного ценообразования, которые должны служить ориентиром для ценовой политики фирмы.

Лектор, раскрывая каждый принцип, подчеркивает, как важно принимать решение об изменении цены самостоятельно, без прямого или косвенного участия третьих лиц, и оценивать обоснованность до принятия ценового решения, а не после.

Евгений Сергеевич Хохлов также объясняет, как оценивает антимонопольный орган публичные заявления каких-либо лиц о текущей или прогнозируемой ситуации на рынке, и какие подходы применяет ФАС России к оценке обоснованности ценообразования.

Внутренние факторы ценообразования

Ценообразование представляет собой механизм учета всех факторов, влияющих на формирование цены. Факторы, влияющие на ценообразование любого хозяйствующего субъекта, можно условно разделить на внутренние и на внешние.

Евгений Сергеевич Хохлов относит к внутренним факторам учет расходов, волатильность курса рубля, учет прибыли.

Какие виды расходов допустимо учитывать? Что такое «обоснованность расходов»? Можно ли учитывать расходы на инвестпроекты? Как влияет волатильность курса на установление цены? Как учитывать рентабельность при определении ценовой политики?

Отвечая на эти и другие вопросы, лектор анализирует методы, которые используются антимонопольным органом для оценки обоснованности и справедливости изменения цены.

Внешние факторы ценообразования

Кроме внутренних факторов ценообразования, которые непосредственно связаны с деятельностью самого хозяйствующего субъекта, на принятие того или иного ценового решения влияют также внешние факторы. Внешние факторы не зависят от деятельности компании и связаны с изменением общеэкономических процессов, условий в стране и за ее пределами.

Евгений Сергеевич Хохлов обращает внимание на то, что внешние факторы являются разумной причиной для изменения цены, но при отражении в цене изменения независящих от самой компании факторов нужно учитывать многие показатели.

Лектор напоминает о том, что антимонопольный орган критически относится к обусловленности ценообразования действиями конкурентов, а изменение спроса не является безусловной причиной изменения цены.

В ходе своих рассуждений Евгений Сергеевич Хохлов объясняет, что означает быть ценовым лидером и как должен принимать ценовое решение хозяйственный субъект, который не относится к ценовым лидерам.

Тактики снижения рисков

Предотвратить нарушения антимонопольного законодательства в области ценообразования и минимизировать риски в компании помогает внедрение такого института, как антимонопольный комплаенс. На сегодняшний день применение комплаенса в российских фирмах является новым инструментом, однако, как показывает практика, довольно эффективным способом предупреждения рисков нарушения антимонопольного законодательства.

Из чего состоит комплаенс? Какие существуют общие комплаенс-меры? Как минимизировать риски нарушения антимонопольного законодательства?

В завершение разговора об антимонопольных аспектах ценообразования Евгений Сергеевич Хохлов приходит к выводу о том, что основную массу антимонопольных рисков можно избежать, если каждое ценовое решение будет тщательно проанализировано с точки зрения не только экономического эффекта, но и с учетом антимонопольного регулирования.

Комментируемые нормы права
Дополнительные материалы
Дополнительная информация